11 класс. «Духовное я, естества моего суть…», «Язык»
Материалы к изучению творчества Василия Будничного в школьном курсе (Раздел «Литература родного края»). Цикл «Духовное я, естества моего суть…» представляет философскую лирику Василия Будничного, в которой рассматриваются основные понятия морали и других ценностей духовной культуры (совесть и власть; цель и средства; совесть и закон; добро и красота; добро и истина; ум и вера, жизнь и смерть и т. п.).
К этому циклу можно отнести сборник «Озарение» и отдельные поэзии из других сборников Василия Будничного. («Наступает раздумий пора…»; «Распрягу я карего коня…»; «Трепетные кудри осин…»; «Источники»; «Искринки из костра»). Интересным в этом ряде есть стих «Притча о старости, шахе и Аллахе», где рассматривается проблема власти.
Степень же духовного совершенства как отдельного человека, так народа в целом измеряется отношением к родному языку. Язык является основой единства нации, высшим проявлением духа народа.
Василий Будничный посвятил свою жизнь искусству слова. Для него как настоящего художника-профессионала слово является тем инструментом, с помощью которого выстраиваются духовные башни. Вместе с тем, автор ощущает большую ответственность перед читателем за свое поэтическое слово, так как хорошо знает его силу. Всегда помнит, что словом можно пробудить как высокие, так и низкие чувства, словом можно оживить и убить человека, поднять и унизить его достоинство. А потому «измерит каждое слово», молвленное к читателю, своей совестью:
А уже как погрешу в словах и, избавь Бог, совесть подзабуду, Страшным судом тогда осудите — Слезой мамы на глазах.
Культивируя красоту украинского слова, широко популяризируя его каждый день, автор старается донести к читателю простую истину — народ будет жить до того времени, пока будет жить его язык, который, по словам Афанасия Мирного, является наибольшим и наиболее дорогим сокровищем каждого народа. И это бесценное сокровище надо беречь, лелеять, приумножать. Для поэта мерилом духовности человека служат старые, как мир, слова Сократа «Заговори, чтобы я тебя увидел».
Василий Будничный крайне встревожен современным состоянием украинского языка, который удостоверяет четкую гражданскую позицию поэта. Свои искренние переживания за судьбу украинства и украинского языка он передает в стихе «Язык».
В последнее время языковой вопрос в Украине перенесен в политическую плоскость. Языковая проблема становится орудием манипуляций, спекуляций в борьбе за власть. Тем-то и объясняется принятие популистских законов, государственных программ по развитию и функционированию украинского языка, которые не способны даже частично решить проблему. Появляются воинствующие лозунги, провозглашаются пламенные речи, проводятся политические акции… У поэта болит душа за Украину-Мамочку, так как сегодня «за мораль в ней правят деньги», а «духовность все более тяжелая и более тяжелая ноша». Об этом речь идет в другом его произведении «Словесный мусорник — это еще не государство…»:
Словесный мусорник — это еще не государство, Миллионная толпа — это еще не народ. Под колесом истории ржавым Аж корчится украинский генофонд. До самого уже доборолись края: Уже бы довольно брату брата распинать, Что на сегодня Украина имеет, Кроме неправды, вымогательства и проклятий?! Здравый смысл, культуру — на задворки…
Чувством боли пронизано и произведение «Язык». Поэзия о языке Василия Будничного не содержит пышных слов, елейных объяснений в любви к родному слову, демагогическим заверениям в своей вечной преданности и верности ему. Вместе с тем, лирический герой просто и искренне заявляет о том, чем является для него родной язык — духовным я, сущностью его естества, товарищем, любовью… Мы не найдем в этой поэзии залосненных штампов, медоточивого потока слов на заказ, распространенных в последнее время, а потому надоедливых, в которых на пожертвование форме принесено содержание.
Гуманистической есть мысль о том, что утверждение родного слова не может сопровождаться агрессивными выпадами против другого языка («Не терплю, когда травят тобой…»), за счет унижения языка другого народа. Позиция «глаз за глаз» является ошибочной, и это давно уже исторически доказано. С горечью автор заявляет о том, что «Мы ходим пока еще в изгоях В своем крае не один уже век…», вместе с тем замечает первые положительные сдвиги и провозглашает: «В вере и терпении наша сила…». А на пути к царствованию родного языка в Украине «согласие бы нам — не побед. Так как не искать мы идем врагов, А поле мирной рожью засевать…».
Интересным является композиционное решение поэзии, полностью подчиненное главной мысли произведения — стремлению зажечь в душах украинцев огонь любви к родному слову, но не допустить, чтобы огонь тот стал сокрушительным для других языков в многонациональном украинском государстве.
Произведение состоит из шести строф-катренов, каждый из которых имеет частичную содержательную и интонационную завершенность. Но поэзию можно еще условно поделить на две смысловые части, первая из которых (первые три строфы) передает чувство любви лирического героя к родному языку. Во второй — намечен путь утверждения украинского языка в Украине.
Привлекают внимание тропы, которые автор широко использует в своей поэзии. Среди других — перифраз. Поэт заменяет прямое наименование понятия язык косвенным его определением (в первой строфе). Оригинальным есть подход к раскрытию образа языка украинского народа. Ради этого автором использована форма косвенного обращения к языку как к своему «духовному я». Еще одним синтаксическим средством выражения речи в произведении является асиндетон (стилистическая фигура, которая заключается в пропуске союзов, которые связывают отдельные слова и части фраз), благодаря использованию которого автор предоставляет мысли особый динамизм («Травят тебя — я твой-так как защитник…»; «Согласие бы нам — не побед…»). Здесь имеем традиционный ямбический размер, кольцевое рифмование, неточные рифмы.
Язык
Духовный я, естества моего суть. Ты то. Что полнит чувство и ум, Товарищ верный в трудной дороге, Любовь первая, которую не забудь. На людях я не бью тебе лбом, В верности не клялся и не клянусь, Не подвергался тобой на соблазн и не измерил тебя добром и злом. Не раскинулся тобой на ерунду Да и не жалел на что-то-таки стоящее. Я не говорю, что ты наилучшая, роднее не знаю я тем не менее. Травят тебя — я твой-так как защитник, И не терплю, когда травят тобой. Мы ходим пока еще в изгоях В своем крае не один уже век. Засиял лучик, дай-то Бог; Чтобы его лукавые не потушили. В вере и терпении наша сила, Согласие бы нам — не побед. Так как не искать мы идем врагов, А поле мирной рожью засевать. Благословляет нас Украина-Мать, Правдивое слово дав на засев.
Вопросы и задачи.
1. Каким настроением пронизана поэзия «Язык»? 2. Чем является язык для лирического героя? 3. В чем заключается языковая проблема, и какие пути ее решения предлагает автор? 4. Назовите художественные приемы выражения речи, использованные поэтом, объясните их роль в раскрытии темы стиха. 5. Какие пути решения языковой проблемы предлагает поэт? 6. Что вы можете сказать о композиции произведения? 7. Напишите эссе «Язык — естества моего суть».
11 класс. «Духовное я, естества моего суть…», «Язык»