1820-1822 годы в творчестве Пушкина — расцвет романтизма
В художественной системе романтизма ключевое место занимает свободная Личность героя, для романтика свобода — высшее благо. Чтобы лучше Понять идейно-образное содержание романтического метода надо Обратиться к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры — К «Узнику». Это своеобразная формула романтического мировосприятия. Стихотворение открывается образом «темницы» и томящегося в Ней «узника».
Вам никогда не приходило в голову задать вопрос: За какое преступление герой «сидит»? На какой срок осужден? Как Происходил суд? Где расположена тюрьма? Разумеется, не приходило. И это Абсолютно нормально и правильно. Потому что по законам романтизма подобные Вопросы и не могут возникать.
Основное содержание романтизма — выражение страданий души от Несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя Чужим в этом сером обыденном мире.
Он одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы романтизма — тема свободы, бегства из тюрьмы в Некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся безликой массой, Герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море — стихия. Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!.. Во время восстания декабристов Пушкин жил в Михайловском. Здесь его Застала весть о жестокой расправе над ними. Он пишет замечательное Стихотворение «В Сибирь», которое передает декабристам через Александру Муравьеву. Поэт призывает их «хранить гордое терпение», говорит о том, что Их «скорбный труд» не пропадет, что их дело будет продолжено Единомышленниками и что «придет желанная пора» — свобода: Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа И братья меч вам отдадут.
Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи Воодушевляли их. Один из декабристов, Александр Одоевский, в стихотворении «Наш ответ» пишет Пушкину: Наш скорбный труд не пропадет: Из искры возгорится пламя, И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя. Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об Этом говорится в стихотворении «Арион», написанном в 1927 году: …А я — беспечной веры полн, — Пловцам я пел… Певец оказывается единственным, кто уцелел после «грозы».
Но он остается Верен своим убеждениям: «я гимны прежние пою». Кто такой поэт? Каково его место в жизни? Может быть, он выше других и Имеет право учить людей тому, как нужно жить? Или он должен быть просто Зеркалом, отражающим в своей поэзии судьбы страны и чувства людей? Или, Наконец, поэт имеет право только на отражение в поэзии своих собственных Мыслей и чувств? В лирике А.
С. Пушкина мы находим размышления на тему Значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы дает Великий русский поэт на некоторые из этих нелегких вопросов. Рассматривая эту тему в творчестве А. С. Пушкина, в первую очередь нужно Обратиться к его поэтическому шедевру «Пророк», написанному в 1826 году. Название и содержание стихотворения говорят нам об использовании Пушкиным Библейской легенды о пророке Исайе, который находится в отчаянии, видя Порочность людей, и чувствует себя оскверненным.
Согласно легенде, серафим Очищает пророка от греха и, повинуясь воле Господа, тот должен выполнить Миссию по исправлению людей. В «Пророке» мы находим интерпретацию Пушкиным Этой библейской легенды.
Герой стихотворения находится в удрученном состоянии, он томим «духовной Жаждой», и тут ему является посланник Божий «шестикрылый серафим». Вдруг с Поэтом происходят чудесные, но мучительные превращения. Он наделяется Необычной для человека остротой видения окружающего мира. Его ощущения Описаны в следующих строках: Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Далее Пушкин пишет: Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дальней лозы прозябанье. Теперь поэт посвящен в тайны мирозданья и одарен тонким чувством Восприятия внешнего мира во всем его разнообразии.
Он избавлен от сомнений И страха, но и этого мало, чтобы стать пророком: И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Открывшиеся для поэта возможности, с одной стороны, возвышают его над Людьми, а с другой, — возлагают на него трудную задачу.
Подобно тому, как в Библейской легенде пророк Исайя наделяется Господом ответственной миссией, В пушкинском «Пророке» «Бога глас» взывает к поэту: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Такой видит свою миссию Пушкин.
Он не пытается исправить людей, научить Их, как нужно поступать, но, будучи поэтом, обращается к нашим сердцам. Поэзия апеллирует не к разуму, а к душе. То есть, можно сказать, что Пушкин Раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного, Стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия — это часть духовной Жизни человека. А роль поэта — пробуждать в человеке то лучшее, что есть в Нем. В 1836 году Пушкин написал стихотворение «Памятник», где он говорит о Своей роли поэта.
Мысленно подводя черту под своим творчеством, Пушкин Выражает уверенность в том, что воздвигнутый им «памятник нерукотворный» Дает ему бессмертие. Великий поэт считает, что справился со своей Ответственной миссией: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Быть с друзьями в беде — священный долг каждого человека. Высокие Чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в Отчаянье. Любовь для Пушкина — высочайшее напряжение всех душевных сил. Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни Казалась ему действительность, приходит любовь — и мир озаряется новым Светом. Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является Стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Пушкин умеет найти удивительные Слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека: Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые Черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление Возвышенного, необычайно прекрасного.
Главное, что хотел донести автор этим стихотворением — светлую память о Любви, радость от неожиданной, и от этого более сладостной, встречи с тем, Что казалось утраченным навсегда. В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не Эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья Любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, Повседневные.
Лишь одну метафору использует автор: «Любовь угасла не Совсем». Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется Красота чувств и нравственная чистота: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим Особое внимание хотелось бы обратить на стихотворение «Мадонна». Это Произведение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного Брака (он трижды делал предложение Н.
Н. Гончаровой) выразились в строках: Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец Дважды повторяющиеся слова с одним корнем не являются речевыми ошибками — это прием, который выполняет особую художественную задачу: красота и Святость светятся в образе Мадонны. Подводя итог, можно сказать, что Александр Сергеевич Пушкин не только Раскрыл в своей поэзии тему роли поэта, но и всем своим творчеством Доказал, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чем Мечтал Пушкин, к чему призывал в своих стихах, сбылось.
А самое главное — Его поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых Чувств.
1820-1822 годы в творчестве Пушкина — расцвет романтизма