7 класс. Повесть «Печать волхва» (2000 год) Ивана Шевченко
Персонажи повести Арсений и Степка — любознательные мальчики. Их захватывает рассказ бабушки Калинихи о седой давности, о Наталии Демьяновне Розумовской из Лемехов, которой принес счастье найденный на дороге неподалеку от церкви господский золотой медальон. Благодаря чудодейственному медальону ее сын Алексей стал мужем самой царицы. Розумовская переехала в Козелец, где началась ее новая жизнь — жизнь графини и свекрови царицы Елизаветы. На пожалованных ей землях Наталия Демьяновна заложила имение. Со временем, в этом райском уголке украинской земли встречала свою именитую невестку.
Эта удивительная история пленила мальчиков. Именно с нее начались их приключения. Арсений и Степка захотят найти медальон Наталки Розумовской, который, по легенде, неизвестно куда исчез из шкатулки. Будут мечтать и о Дарагановых сокровища (зяте Наталки Розумовской), о сокровищах самого Кирилла Розумовского — последнего гетмана Украины. Но у ребят появятся опасные конкуренты — землекопы-«реставраторы», в душах которых бабушка Калиниха пробудила жадность к легким деньгам. Ради призрачных сокровищ копачи готовы были пойти даже на преступление. Степану не удастся убежать от них. Связанного старым проводом, его выбросят в старую каменку, где он мог бы погибнуть, если бы не его верный товарищ Арсений. Ребята будут спорить о судьбе еще не найденных сокровищ. Арсений будет изъявлять желание оставить все себе, справедливый Степка — будет соглашаться на двадцать пять законных процентов.
Кладоискателям посчастливится. Они таки найдут волшебный медальон Наталки Розумовской и поспешат с ним к своему старому учителю, который всю жизнь мечтал найти эту вещь, в существовании которой иногда сомневался. Василий Сильвестрович передаст ребятам свое сокровище — дряхлую папку с материалами о жизни семьи Розумовских, которые он неутомимо собирал на протяжении десятилетий. Учитель мечтал об открытии краеведческого музея, так как был убежден, что история семьи Розумовских — это частица истории Украины, которую нужно свято беречь для потомков.
Найденный медальон не уймет поисковый запал Степки с Арсением. Они захотят увидеть, как ночью в старой каменке горят золотые монеты. Об этом чуде они услышали от старой бабушки Химы, которая будто однажды в ночь на Ивана Купала видела, как горят деньги под каменкой. Их не испугают жуткие ночные стоны, которые будут звучать из подвала каменки, где когда-то удерживали «провинившихся». Ребята упрямо будут продвигаться дальше, найдут в сплошной тьме ступенчатый ход. Именно здесь произойдет чудо — им удастся пройти сквозь стену. Перед ними явится «сухая камера с черными дубовыми стенами, потолком и полом», заставленная добротными разрисованными сундуками. Степка с Арсением найдут здесь много странных вещей. Среди них — две старинные поломанные сабли с надписями на лезвиях: «Побратиму Петру Невмиру — казак Григорий Побейбеда» и «Побратиму Григорию Побейбеде — казак Петр Невмируй». На глазах у ребят сабли посростаются в их руках, а высказанное ими пожелание попасть в те времена осуществится, так как найдут они здесь и выжженные надписи в деревянных тетрадях, и порох, и «массивный, прозрачный обломок зеркальца, в толще которого переливались рои фиолетовых искр». Последняя находка и сотворит чудо, выполнит пожелание ребят перенестись в давние времена казачества. Арсения и Степка, «распорошенные на два отдельных роя простых атомов, …протащило через обломок зеркальца и понесло сквозь дым забытых веков». Оказавшись в…надцатом столетии, они материализуются в образе двух обедневших крестьян…
В следующем разделе «Печать волхва» читатель узнает о том, как господин Березан доведет своими поборами крестьян Николая и Мирона, которые когда-то пошли к нему в «закупы», до бунта. Они будут убегать, так как не захотят идти к господину в холопы, дорогой неожиданно перевоплотятся в Арса и Степа — мальчиков из другой жизни. Их чудесным спасателем станет «белый-белый дед» на лодке, которая соткется из белого тумана — «большой, беловолосый, густобровый, длиннобородый, с силой в фигуре». Преследователи назовут его «колдуном языческим». Сам же дед назовет себя волхвом из земли полянской, что под Киевом. Когда «Владимир окрестил Русь, и начали капища тронуться, а Богов наших прогонять и жечь, давать на талую, а славу нашу и заветы не хаять, должен был искать пустошь тайную, где вода, хотя и не совсем живая, но где воля есть и волки хищные не караулят на тебя». Остался сам над собой волхвом в своей родной земле.
Дед вспомнит страшные картины «всеобъемлющего погрома самобытного духа русичей, тогдашней подневольной загонки в рабские загоны для скота приведенного издалека чужого Бога…». Старый волхв будет рассказывать теперь уже Николаю с Мироном о древних Богах Руси. О временах «Кия, Аскольда и Дира, всех князей. Знаменитые походы полков храбрых на черные неудачи…». Волхв поведает о деревянной «Книге Богов наших», которую много лет выпаливал волхв Умень для потомков, чтобы они знали, «кто они, от кого пошли, как жили, об кого мечи тупили, чьей кровью поливали землю ту…которая теперь Украиной носит название». Деревянную книгу Уменя уберечь не удалось от огня, зато «отвоевал Тризорого зорого Всевида, чтобы могли люди сквозь него в явный, то есть, нынешний и грядущий миры странствовать, для своего добра искать верные тропы по жизни». Волхв вспомнит и о другой книги невидящего Уменя — «Заветы внукам Солнцебога» и о том, как слепой старец с «Завещаниями» вместе с тем исчез.
Арсений и Степка, теперь уже — Николай и Мирон — получат от волхва вечные имена Ратибора и Борислава — русичей-огнищан, освятит их на подвиги ради «солнечной матери-Украины», которая страдала от позорного господского рабства.
Много драматических событий будут переживать ребята, они будут гибнуть и будут возрождаться под другими именами. Им посчастливится найти великого старца Уменя, который длительное время находился в турецкой неволе — мужественного, непокоренного. Как окажется, он все эти годы свято сохранял «Тризорого Всевида» и «Завещания», но однажды, обессиленный и равнодушный, потеряет их. Это сокровище найдут Арсений со Степкой в новом своем подобии. Они станут казаками Невмируем и Побейбедой и будут добывать в борьбе волю Украины, пока Тризорый Всевид не вернет мальчиков в их время.
7 класс. Повесть «Печать волхва» (2000 год) Ивана Шевченко