Иконы часто называли «книгами для тех, кто грамоты не понимает». В наше время сплошной грамотности это определение может показаться неуместным, но я бы заменила только одно слово, и тогда станет понятным мое собственное отношение к иконе. Она — книга для тех, кто слова не понимает, так как «слушать» ее надо душой. И чтобы «услышать» иконный сказ, необходимо знать язык религиозной живописи, так как в иконе все не так, как в традиционной живописи, обычной для большинства из нас. Еще со времен Древней Руси писания икон считается делом богоугодным, а профессия иконописца принадлежит к почетным. Бытует стойкое убеждение, что иконный образ создает не художник, а ангел Господний, который спустился с небес. А сам иконописец является орудием Помысла Божьего, поэтому перед началом работы он обязательно должен обращаться за благословением.
Главное внимание в иконописи отводится символам, которые выступают в роли своеобразного носителя информации. Поэтому перед верующими, знакомыми со знаково-образной системой иконописи, открывают свои души живописные изображения образов святых и отдельных сюжетных сцен религиозного содержания. Так, например, изображение пророка Иоанна в чреве китовом, откуда пророк выбрался неповрежденным на третий день, означает и воскресение Христа. Существует своя символика и в размещении персонажей в сюжетных сценах, а также символика жестов: рука персонажа, приложенная к щеке, означает печаль, а простертая вперед с открытой ладонью — покорность.
Символическим есть и нимб вокруг главы изображенного, что означает видимый знак святости, небесного блаженства, а также власть и могущество. Животные и птицы на иконах тоже имели символическое значение, как и отдельные предметы, которые никогда не изображались на них только ради красоты. Не менее важной есть и символика цвета, который иногда называют душой живописи (белый — чистота, зеленый — юность, черный — смерть).
Мир иконы есть светом идеальным, светом духовных ценностей. А потому, наполняя душу чистым и искренним трепетом, он обогащает ее, зовет к самосовершенствованию и любви к людям и Богу.