Как объяснить смысл названия романа «Хмурое утро»?

Роман «Хмурое утро» — свидетельство идейно-художественного роста Толстого-писателя, огромный шаг вперед во всем его творчестве. Эпоха строительства социализма в нашей стране стала для Толстого подлинным университетом, в котором окончательно сложилось мировоззрение художника, подлинно историческая, научная концепция Октябрьской социалистической революции. Всеволод Иванов считал, что «Хмурое утро» было «идейным и творческим рождением» Толстого, «обретением себя».

Если в «Сестрах» Толстой основное внимание сосредоточил на изображении интеллигенции, а рабочие появляются только эпизодически, наделенные преимущественно одной страстью — ненавистью; если в «Восемнадцатом годе» автор сосредоточил внимание на исторических событиях, в которых рабочие почти не принимают участия, хотя в самом конце романа в публицистическом отступлении Толстой заявил, что «появились необыкновенные люди…», то в романе «Хмурое утро» революция раскрывается как процесс сознательной классовой борьбы пролетариата и крестьянства, на первый план художественного изображения в соответствии с логикой истории выходят образы коммунистов и сознательных борцов за революцию. Усиливается и ускоряется духовный рост участников революции, происходит раскрепощение личности (Латугин, Анисья, Катя и др.).

Чтобы убедиться в правоте этих слов, достаточно внимательно рассмотреть образы Латугина, Шарыгина и Чугая. Латугин и Шарыгин — морские артиллеристы, служат в одной части. Обоих отличает глубокая преданность революции, готовность отдать жизнь во имя ее победы. Шарыгин, например, считает, что революции надо подчинить все: «Гулять будем после, кто жив останется. Я лично — не рассчитываю…». Потрясающе описаны последние минуты жизни Шарыгина. Не хотелось ему умирать, жалко было жизни. Предсмертные муки скрашивало только присутствие женщины, которую он любил, золотые волосы которой часто видел во сне. До последнего мгновения он думает о революции, о том, что она сделала для людей. Обращаясь к Анисье Константиновне, он говорит: «Подобрала вас революция. Налились вы красотой…» Именно в ней, Анисье, он увидел «живого человека, которого мы сами выдумали, завоевали, сами сделали… Да как же — отпустить вас опять бродить с опущенной головой?.. Зачем тогда революция?».

Толстой подчеркивает, что Шарыгин из рабочих. Именно на Балтийском судостроительном заводе ему «открылось самое главное» для чего он существует. Потрясает сжатостью и точностью жеста описание смерти Шарыгина: «Ресницы его дрожали, и она (Анисья) видела, что синеватые пятна разливаются по вискам его…». Ушел из жизни молодой, красивой души, благородных чувств и голубиной чистоты человек. Ушел во имя революции, во имя жизни. В этом трагедийная сторона революции. Но эта трагедия оптимистична: дело, во имя которого умирают герои революции, бессмертно.

Совсем другой характер у Латугина, и биография у него другая. ~ «…Походил я по людям…- рассказывает они — Гол и бос и неуживчив — и на пристанях грузчиком, и по купцам дрова рубил, нужники чистил, у архиерея был конюхом… Всего видал!..». Только революция может избавить Латугина от его «звания»- «сукин сын». Осознав себя человеком, он пошел в революцию. Были у него человеческие слабости: горяч, несдержан, охотлив до баб, «не особенно любил, когда кто-нибудь при нем занимательно рассказывал». Однако в ходе революции, в коллективе, с помощью своих товарищей он осознает свои недостатки. Постепенно его идеалом становятся коммунисты, некоторая анархичность поведения сменяется сознательной дисциплинированностью. И потому вполне логично и закономерно его порывистое, искреннее решение на могиле комиссара Ивана Горы: «Я прошу… принять от меня заявление в партию…».

Матрос-большевик Чугай — один из привлекательнейших образов романа «Хмурое утро». Чугай направлен на выполнение исключительно трудного задания: склонить Махно к сотрудничеству с красными. Нужно обратить внимание учеников гга мужество Чугая, на чувство ответственности за успешное выполнение поручения, на выдержку и спокойствие в самых сложных ситуациях, на умение опровергнуть заблуждения идеологического противника железной и здравой логикой человека, прекрасно знающего жизнь, убежденного в правоте своего дела.

Чугай — революционер с большим жизненным опытом, человек, умеющий видеть и распознавать людей. Он во многом способствовал переходу сомневающегося Рощина на сторону большевиков. Незаурядны организаторские способности Чугая, особенно проявившиеся во время подготовки к освобождению Екатеринослава от петлюровцев. Это один из лучших образов коммунистов, созданных русской литературой.

Толстой последовательно проводит мысль о том, что ведущей силой революции является рабочий класс. Кроме отмеченного выше, следует обратить внимание учеников на пятнадцатую главу, в которой рассказывается о вооруженном восстании рабочих Екатеринослава против петлюровцев. Руководит восстанием штаб большевиков. Писатель «видит» большинство этих событий глазами Рощина, только что бежавшего из белой армии. Его восприятие отличается свежестью и новизной: «Так вот он каков, штаб большевиков… Голый вагон и суровые лица,- по обличью железнодорожных рабочих, молчаливых и настороженных».

Самым ярким образом в этой главе является образ молодой рабочей девушки Маруси. Видно, что сам автор очарован ею. Одного образа Маруси достаточно, чтобы понять, что Толстой целиком и полностью с народом, рабочим классом, с социалистической революцией.

Образ Маруси поражает как необыкновенная песня. Ее короткая жизнь — это песня во славу революции. Маруся, вне всякого сомнения, подлинная героиня революции. Рощин, видевший «вялых девиц», готовых офицерику «справить удовольствие», именно благодаря Марусе, приставленной к нему «для связи и наблюдения», познал совершенно иной мир, мир новый, поэтический, пленительный, мир рабочей революции.

Девушка была очень разговорчивой. И улыбку вызывает ее сообщение, что перед принятием в комсомол она «испытание проходила, семь суток молчала». Это натура искренняя, непосредственная. То, что ей поручили «наблюдение» за Рощиным, белым офицером, говорит о многом. Видно, что большевики ей дают самые ответственные поручения.

Толстой в «Хмуром утре» последовательно проводит мысль, что именно большевики были организаторами масс в революционной борьбе. Это показано и образом Чугая, и деятельностью «штаба большевиков» в организации освобождения Екатеринослава, и образом комиссара Качалинского полка Ивана Горы, и образом сотрудника особого отдела Гымзы.