Пусть когда-нибудь имя мое прочитают в учебниках дети. А. Ахматова. Чем живет человек? Наверно, любовью. Любовью к людям, верой в будущее, надеждой на лучше. Возможно, именно потому, что все эти спутники любви Анна Ахматова всегда несла в своем сердце, она и прожила длинную жизнь, человеческая и творческое. Эта замечательная талантливая женщина донесла к нам литературные достижения своей эпохи, которая явилась на сечении двух столетий. Поэтому поэтесса вобрала в свое творчество и развила достояние и своих предшественников, и своих современников. И нынешнее поколение захватывается творчеством Анны Ахматовой, ее стихи дошли к сердцу каждого читателя.
«Есть три эпохи в воспоминаниях»,- сказала Ахматова в одном из стихов. Возможно, это случайность, но и судьба ее тоже распределяется на три периода. Первый — юный, начальный обозначился «Вечером», «Белой стаей» — произведениями, такими близкими к достояниям поэтической классики XIX столетия. Поэзия А. Ахматовой возникшая в лоне так называемого «серебряного возраста». Во время выхода печатью ее первого поэтического сборника, автор оказался среди больших и ярких поэтов, среди которых были Брюсов и Бальмонт, Белый и Гумилев и Иванов, а со временем — Маяковский, Мандельштам, Цвєтаеваа и Есенин. Она черпала из достояний «серебряного возраста» чрезвычайную словесную культуру и дух новаторства. Лирика Ахматовой этого периода — это лирика любви. Но тема любви в ее произведениях значительно глибша и значиміша за традиционные представления, ведь не слабостью личности обозначенная она, а чрезвычайной силой воли. Ее лирическая душа выступает мятежной и независимой, а не придавленной и покорной. Поэтому тень внутреннего благородства обозначается даже на страданиях. Чувство поэтессы обращены к разным героям, слитым в единый образ большой настоящей любви, не временного и мгновенного, а всеобъемлющего и внутренне необходимого.
Ты, росой окропляющий травы, Вестью душу мою оживи, Не для страсти, не для забавы, Для великой земной любви. («Эта встреча никем не воспета…»)…
Есть еще одна неповторимая черта интимной лирики Ахматовой этого периода — устами поэтессы заговорила женщина, которая из объекта поэтического чувства превратилась на лирического героя. И вдобавок интимная лирика вобрала и черты гражданской поэзии. Наиболее популярным в годы Первой мировой войны стал стих «Утеха».
Вестей вот него не получишь больше, Не услышишь ты о нем. В объятой пожарами скорбной Польше Не найдешь могилы его…
Ее основные поэтические ощущения тех лет — ощущение общественной нестабильности и приближение катастрофы. Вся дореволюционная лирика Анны Ахматовой отбивала драматическую эпоху противоречий. И потому не удивительно, что ощутимые здесь нотки ужаса привели к поискам спасения в религии, а жестокое самоистязание — к мысли о моральных обязанностях художника перед обществом.
Но не пытайся для себя хранить Тебя дарованное небами: Осуждены — и это знаем сами Мы расточать, а не копить. Иди один и исцеляй слепых, Чтобы узнать в тяжелый время сомненья Учеников злорадное глумленье И равнодушие толпы. («Нам свежесть слов и чувства простоту…»)…
Стих «Мне голос был». Он звал утешно…» — один из ярчайший произведений революционного периода. Ведь здесь страстно и понятно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мучениям, ошибалась, колебалась, искала, не находила, но делала свой выбор: осталась вместе со своей страной и своим народом. Второй период творчества, который припал на послереволюционный голод, разруху, когда старая жизнь разрушилась, а новое только началось, Анна Ахматова благословила вечную и новую мудрость жизни (стих «Все расхищено, предано, продано…»). В стихах сборника «Подорожник» так много светлых и радостных строк, который начинаешь понимать: поиски нового и целостного поэтесса завершает через гражданские и философские раздумья. Даже интимная лирика этого периода приобрела более духовный характер. А драматические тридцатые года исполнились ощущением новой трагедии — мировой войны. Ту тсостоялся бушующий всплеск ее творчества и вылился у изобличение двух больших трагедий — Второй мировой войны и войны преступной власти со своим народом. Но личное горе не разъединило ее с собственным народом в года Большой Отечественной. Период эвакуации был глубоко философским. Конец войны исполнился солнечной радостью и подъемом.
Поздняя поэзия стала поэзией переосмысления и прощание с прошлым. Развитие поэзии в течение всей жизни автора проходил на подпочве отечественной культуры. Титулованная когда-то званием «Сафо ХХ столетие», Анна Ахматова вписала в Книгу Любови новые страницы, отмеченные глубочайшим психологизмом и меткостью. Поэзия Ахматовой — неотъемлемая часть современной русской и мировой культуры.