Романтизм и его лирический герой

Реализм (франц. realisme — материальный, предметный) — литературное направление, которое характеризуется правдивым и всесторонним отображением действительности на основе типизации жизненных явлений. История термина «реализм» является длительной и оригинальной. В первый раз о «реалистах» заговорили еще в XI-XII веках. Так называли представителей схоластического философского направления, которые, в отличие от их оппонентов «номиналистов», считали, что реально существуют не индивидуальные понятия и явления, а общие — универсальные: они, мол, предшествуют существованию одиночных, конкретных вещей.

Например, реально существует один человек, вечный, а все люди отличаются несущественными качествами и, в сущности, являются тождественными. Только через век термин «реализм» испытал переосмысление, его начинают применять к явлениям литературы. Считается, что первым, кто начал говорить о реализме в литературе в Новое время, был Д. Дидро. Периодически о реализме вспоминают в отдельных статьях первой половины XIX века (журнал «Фаланга» — в 1836 г., статья И. Тургенева — в 1847 г.). В конце 1840-х годов понятие «реализм» начинают применять противники французской литературной школы, теоретиком которой был писатель Шанфлери. Он и его единомышленники (Г. Курбе, Л. Е. Дюранти, А. Мюрже), которые изображали современность, «низкие» темы, быт, приняли этот термин. В 1857 году Шанфлери издает сборник статей под названием «Реализм», в 1856-1857 годах Л. Е. Дюранти и А. Ассеза напечатали шесть номеров журнала под таким же названием. Интересно, что почти одновременно с французскими литераторами термин «реализм» начали применять и в России. Первым это сделал известный критик П. Анненков в своей статье «Заметки о русской литературе в прошлом году» (в 1849 г.), где он назвал общие особенности и приемы произведений Тургенева и Гончарова реалистичными. Однако лишь в 60-х годах XIX века термин «реализм» крепко вошел в литературное обращение и в России, и в Западной Европе. В 1870-х годах он начинает употребляться также и относительно украинской литературы, в первую очередь — в статьях Ивана Франко. Следует, однако, заметить, что в XIX веке понятие «реализм» редко когда определялось терминологической четкостью и ясностью.

Например, Д. Писарев — один из наиболее радикально настроенных русских критиков, применил этот термин в значении «материализм», который из-за жесткой цензуры невозможно было назвать своим именем. В первой половине XIX века для обозначения полностью реалистичных литературных явлений отчасти пользовались еще термином «романтизм». Один из основоположников реализма Стендаль называет себя романтиком в известном труде «Расин и Шекспир». Теоретик французского натурализма Эмиль Золя практически не различал понятие «натурализм» и «реализм». Эти определения двух литературных направлений XIX века выступают как синонимы и в статьях И. Франко. А первых русских писателей-реалистов, последователей Н. Гоголя, их оппонент Ф. Булгарин пренебрежительно назвал «натуральной школой». Этот термин подхватил и широко употреблял и апологет школы Гоголя — В. Белинский. Дискуссионной в литературоведении является проблема временных границ реализма. Согласно одной точке зрения, реализм рождается во времена Ренессанса. Этот «гуманистический реализм» существует в творчестве Шекспира, Сервантеса, Рабле. М. Бахтин, который установил генетические связи романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» с народной культурой смеха средневековья и Ренессанса, предлагал именовать весь реализм Возрождения «гротесковым реализмом». Согласно другой мысли, реализм начинает свое существование с XVIII века («просветительский реализм») и находит свое выражение в произведениях Д. Дефо, Дж. Свифта, Филдинга Вольтера, Д. Дидро, Лессинга, Бомарше.

Некоторые исследователи вели разговор и о «реализме античности», и даже о реализме наскальных рисунков первобытного человека. Однако подобные теории реализма разделяли даже в советском литературоведении далеко не все ученые. Например, такие авторитетные исследователи, как В. Жирмунский, Д. Благой, М. Конрад, считали теории «античного», «гуманистического», «просветительского» реализма ошибочными и неправомерными. В. Жирмунский отмечал, что Шекспира, Рабле, Сервантеса можно называть реалистами лишь в широком смысле слова, то есть писателями, которые более или менее правдиво воспроизводили действительность. «…Они реалисты в смысле «правдивости», а не в смысле Бальзака или Льва Толстого, реализм их — это реализм в широком смысле, качественно отличающийся от классического реализма XIX ст., то есть реализма в собственном смысле». Следовательно, реализм возникает лишь в XIX веке, когда, по словам Д. Благого, появились наибольшие классические образцы реалистичного искусства, сложилась эстетичная теория реализма. Наконец, возник и сам термин «реализм». Действительно, возникновение реалистичного направления в литературе следует обозначить 30-ми годами XIX века, когда «принцип жизненно правдивого изображения мира утверждается с наибольшей полнотой, в наиболее развитых формах» (О. Аникст).

А простая правдивость еще не является реализмом, к тому же, выходя лишь из отдельных и одиночных явлений в литературе Возрождения или Просветительства, невозможно говорить о господствующем реалистичном литературном направлении. Да и нет необходимости возводить всю историю мировой литературы к истории развития реализма. К тому же нужно сегодня понимать, что реализм не является наивысшей и безусловной формой воссоздания действительности, а лишь одной из возможных ее форм. Попытки рассматривать реалистичную литературу как «наилучшую», а все предыдущие литературные направления — как ступеньки к ней, наносят вред лишь самому реализму.

Характер литературных манифестов реализма имели некоторые статьи французских писателей. Указанный выше «Реализм» Шанфлери и труды Л. Е. Дюранти в собственном журнале, работа Стендаля «Расин и Шекспир» и предисловие О. Бальзака к «Человеческой комедии». Реализм XIX века в советское время принято было называть «критическим». Термин «критический реализм» принадлежит М. Горькому, который предложил его для разделения литературы дореволюционной эпохи и послереволюционной («социалистический реализм»). Однако термин этот никоим образом не отображает всю сложность напрямую: ведь далеко не все произведения писателей-реалистов XIX века были направлены на критику определенных жизненных и общественных явлений.

Да и вообще критический элемент присущ произведениям всех времен и литературных направлений. Горьковский термин отбрасывали и некоторые советские литературоведы. По словам Б. Реизова, сочетание «критический реализм» «…ровно ничего не означает: оно не указывает ни специфические особенности данного литературного направления, ни его расхождения, с любым другим». Реалистичное направление возникло в значительной мере как отрицание художественных принципов романтизма. Как отмечал Б. Реизов, «…это была реакция против байронизма 30-х годов, против «титанических» героев и героинь, против «безумной» литературы, против исторических тем в романе и драме… против символической драмы и сентиментально философской лирики…». Уже сжатый перечень расхождений между двумя направлениями дает представление об основных чертах реализма. Если романтизм акцентировал внимание на мнимом, оторванном от действительности мире, то реализм именно действительность делает главным предметом своего изображения.

Романтизм больше переносит действие своих произведений в прошлое, в экзотичные страны, реализм, — изображает современную ему жизнь. Романтизм стремится к изображению патриархальной идиллической жизни, которая происходит на фоне нетронутой природы, реализм — изображает жизнь города. Романтизм обращается к мифу, легенде, сказке, реализм — демифологизирует литературу, что связано с описанием действительности, которая является научной и социально детерминированной. Романтизм объясняет конфликт личности с обществом с духовной точки зрения как несоответствие мечты и действительности, реализм, — обращается к социальной природе этого конфликта. Романтизм изображает исключительного, «титанического», таинственного героя, реализм — «маленького человека», индивида современного буржуазного общества, жизнеспособного героя.