В таких произведениях, как «Горе от ума» Грибоедова, переход сюжетных событий в пословицы виден просто-таки наглядно; и Пушкин был прав, предсказывая, что пословицами станет половина стихов комедии. Своеобразное переливание сюжета в пословицы и пословиц в сюжет — в «Капитанской дочке» Пушкина. Позже пословица станет разворачиваться в цель событий в пьесах А. Н. Островского. Гоголь оказывается в ряду инициаторов единения художественной литературы с пословицей: ему, ощущающему слово, как рождающееся, живущее, деятельное начало, пословица дорога по-особенному. Она дидактична: создавая пословицу, в роли учителя подвизается весь народ. Она проста и доходчива, но как раз она, как это ни странно, для исчерпывающего постижения необычайно трудна. Ею хорошо щегольнуть, но применить ее в жизни, руководствоваться ее мудростью — дело, требующее огромной духовной работы. Сказать, что Гоголь «использует» пословицы,- ничего не сказать. Он бьется над пословицами; он растолковывает их, вкладывая в них отчаянную надежду быть понятным, добиться применения людьми высказанных им истин, увещеваний, предупреждений.
Завершая работу над «Ревизором», в 1842 году, Гоголь увенчивает комедию пословицей о зеркале. Комедия сразу же обретает несколько аспектов, возможность соединения ее социально-политической трактовки с индивидуально-педагогической (мысль писателя о том, что запечатленный в комедии город — это душа человека, запущенная и обобранная, а Хлестаков — пошлый кумир, приманка, в плен к которой душа попадает, вовсе не так уж туманна и внесоциальна).
А в «Мертвых душах» пословицы как бы летят за героями, рассказывая о них то, чего они и сами о себе не знают, обнаруживая в их поведении даже некую философическую подоплеку.
«Эк, право, затвердила сорока Якова одно про всякого, как говорит пословиц а»,- ворчит Собакевич на Чичикова. «Что кому требит, тот то и теребит, говорит пословица»,- так открывает Гоголь заключительную главу поэмы. «Для меня была всякая копейка, как говорит пословица, алтынным гвоздем прибита…»,- оправдывается Чичиков в критическую минуту своей карьеры. Пословица всегда говорит: живое слово вклинивается в начертанные страницы поэмы. И пословицы рассыпаются по ниве поэмы Гоголя зернами, из которых прорастают колосья: характеры, забавные приключения, непредвиденные встречи и тайные помыслы, среди которых есть и темные, и неожиданно светлые.
Пословица — один из явственно слышимых голосов; голосов, придающих поэме эпическую потенцию, возможность стать эпосом, развернуться в эпос. Пословица — мнение народное, о котором говорилось у Пушкина как об Архимедовом рычаге исторического процесса. Пословица — знак присутствия в поэме народа; а то, что пословица вклинивается в речь и грешного Чичикова не умаляет ее ни капельки.