Евгений Плужник… Это литературное имя одного из наиболее значительных мастеров поэтического слова XX ст. Скромный, предельно искренний и целостный он стремительно прогрессировал как литератор уже в 20-х гг. ХХ ст. В осаде тоталитарной ночи сталинщины, которая преступно превратила наше возрождение в расстрелянное, поэт-философ до последних дней на Соловках остался верным себе, собственной благородной и честной музе. С постижением поэтического, прозаического и драматургического наследия Е. Плужника его творческий взнос будет осознаваться все более весомо.
26 декабря 1898 г. родился в многодетной семье мелкого купца Павла Плужника в слободе Кантемировцы.
1918 г. вместе с семьей переехал на Полтавщину. г. Николай Зеров привлекает Евгения Плужника к Ассоциации писателей (Аспис). В 1923 г. в киевской газете «Большевик» и журнале «Глобус» появляются первые стихи, подписанные псевдонимом Кантемирянин. г. Е. Плужник становится членом писательской группы «Полека», которая 1926 г. превращается в «Марс» (Мастерская революционного слова). р. благодаря жене поэта, Галине Коваленко, вышла в свет первая книга стихов Евгения Плужника под названием «Дни». р. выходит второй и последний прижизненный поэтический сборник Е. Плужника «Ранняя осень», который имела благосклонную рецензию Ю. Меженко, а другими раскритикован. 1933 г. — сборник поэзий под названием «Равновесие», который Плужник подготовил в печать, остался ненапечатанным: вместе со многими своими друзьями и коллегами по перу он попал в жернова сталинской репрессивной машины. Эти стихи вошли в «Избранные поэзии» Е. Плужника 1966 года. 4 декабря 1934 г. выписан ордер на арест писателя. 25 марта 1935 г. Евгению Павловичу Плужнику объявили приговор: смертное наказание, которое позднее было заменено десятью годами ссылки. 2 февраля 1936 г. Евгений Плужник умер.
В украинскую поэзию середины 1920-х лет Евгений Павлович Плужник вошел как певец гуманизма. Поэзии его преисполнены трагического звучания: проповедям классовой ненависти и безжалостном братоубийстве он противопоставляет идею абсолютной ценности человеческой жизни, протест против бездумной революционной жестокости. Поэт стремился к конкретному гуманизму, обращенному к каждому человеку, который оказался в вихре террора и репрессий и был бессильным защитить свою честь, достоинство, в конце концов, саму жизнь. Имя Евгения Плужника далеко не всем известно. И потому, что поэт работал сравнительно недолго, каких-то 12 лет, издав всего две книги стихов — «Дни» (1926) и «Ранняя осень» (1927), — и потому, что при определенных условиях его имя почти 20 лет не упоминалось. И лишь когда в 1996 году вышел из печати его сборник «Избранные поэзии», современники смогли достойно оценить Евгения Плужника.
Поэзия поэта — явление чрезвычайно сложное, так как есть в ней и вера, и сомнения, и печаль. Это лирика того интеллигента, который не без сомнений и нерешительностей принимал новый порядок, новую идеологию, новые формы и порядки жизни. Творческий путь начинал Е. Плужник в самом разгаре упадочничества в общественной и литературной жизни, и вдобавок наследственная болезнь (туберкулез) не настраивала на оптимистичный лад — и получился поэт такой, как он есть. Вместе с тем Плужник — поэт сильный, оригинальный, мыслящий, что никого не подражал и ни у кого не набирал взаймы ни слова, ни вдохновения. Поэт-Философ Плужник раскрывает противоречие между целью и достижением, между настоящим смыслом человеческой жизни и ее никчемными внешними проявлениями.
Сборник «Дни» открывался выразительным эпиграфом из Тычины: «…Как страшно! Человеческое сердце до края обнищало», а также стихом, который был своеобразным творческим кредо поэта, где звенели вера и надежда, — будущее будет преисполнено работы, любви, веры:
Я знаю: Не эта. Перекуют на орала мечи. И будут одни ключи И будет плодородная земля Открывать все сердца.
И при всем этом в коротких миниатюрах сборника «Дни» есть немало печальных, трагических образов и картин, преисполненных надрыва и боли — как крестьянские сыновья гибли в революцию; и вдобавок здесь нет уточнения — кто и за кого… В них отразилось и общественное настроение, и собственные настроения больного поэта, который без особого увлечения наблюдает современное и ждет будущее. В его первой книге отсутствуют следы обучения и влияний. И когда бы мы истинно не знали, что это первая книжка, то не поверили бы, что принадлежит она, по нашим измерениям, начинающему.
В этот сборнику входит поэзия «Для вас, историки будущие…», написанная в жанре медитации. Значительных достижений Е. Плужник достиг в этом жанре, органически соединив философские раздумья с глубокими психологическими откровениями. В таких поэзиях он поднимал проблемы жизни и смерти, неустроенности человека в мире, трагизм его существования, жертвенности во имя будущего.