Основной конфликт в романе «316, пункт «В» — это столкновение личности и государства. Оказавшись под угрозой физического уничтожения, Ипполит Лукьянов борется за жизнь, и само его существование после объявления приговора является смелым вызовом системе. Таким образом, сама жизнь стала протестом против смерти. И эти несколько дней, которые переживает Лукьянов со 2 июля 2015 года, стали лучшими днями в его жизни — пусть тяжелыми, исполненными опасности, но яркими и насыщенными, дающими реальное ощущение времени и ценности каждого мгновения.
Изображение государства в романе-антиутопии Э. Лимонова «316, пункт «В» основано на художественном прогнозировании процессов современного мира. Основные события происходят в Нью-Йорке, новой столице Соединенных Штатов, но за ними следят в Советске, столице Русского Союза. Прежняя столица Америки Вашингтон, как и столица России Москва, была уничтожена в результате ядерной войны, длившейся всего лишь 22 — 23 ноября 2007 года. Эта Суточная Война сразу уменьшила население планеты на 56 миллионов человек и «отделила добрые старые времена от сегодняшнего мира». «Эти 56 миллионов, — пишет автор, — за одни сутки сломили волю человечества» . Э. Лимонов детально описывает организацию государства будущего, при этом если в антиутопиях прошлых лет государство было закрытым, отделенным от внешнего мира (Е. Замятин, А. Платонов, О. Хаксли, Дж. Оруэлл и др.), то теперь художественное изображение государства дано в широком историческом и геополитическом контексте. Соединенные Штаты в романе-антиутопии Э. Лимонова по-прежнему находятся в противостоянии с Россией (Российский Союз).
Две сверхдержавы борются за господство в мире, используя для этого прежде всего ядерное оружие и технический прогресс. Но между тем, как отмечает автор, между Америкой и Россией больше сходства, чем отличий. Хотя в Соединенных Штатах господствует «западная демократия», а в Российском Союзе — «красная демократия», но принципиального различия между этими странами нет. Ипполит Лукьянов говорит: «Только угробив пятьдесят шесть миллионов человек, два государства-каннибала поняли, что принципиально их ничто не разделяет, что они подобны друг другу. Возможно скоро они объявят о создании мирового правительства. Худшие опасения человечества сбудутся…».
В Русском Союзе и в Соединенных Штатах существует одна система контроля над гражданами — айдентити-кард. Технический прогресс в двух странах направлен прежде всего на поддержание контроля за поведением граждан. После Суточной Войны обе великие державы оправдали друг друга и вместе стали бороться против «варварства» остальных народов, разоружая их и подчиняя себе. «Мир должен быть управляем», — так начиналась победная декларация 2011 года, под которой подписались оба главы государств — русский Владимир Кузнецов и Том Бакли Джуниор». Тогда же был принят закон 316, пункт «В». А в Русском Союзе максимальный возраст гражданина выше — шестьдесят восемь лет, после достижения которого, как и в Соединенных Штатах, человек должен быть уничтожен.
У главы Департамента Демографии в кабинете находится портрет Владимира Ленина. А секретарь Президента Русского Союза Шестопалов восхищается Дженкинсом как современным Маккиавелли. После убийства Президента Соединенных Штатов Тома Бакли Джуниора, за которым пристально следили русские спецслужбы, дальнейшая судьба Соединенных Штатов решается не только в Нью-Йорке, но и в Советске. Русские сразу поняли, что убийство Президента — результат заговора могущественного шефа Департамента Демографии Дженкинса либо главы Агентства Национальной Безопасности Тома Турнера, между которыми идет ожесточенная борьба за президентское кресло. В результате интриги, организованной Шестопаловым, новым Президентом становится Дженкинс.
Э. Лимонов в форме антиутопии отразил процессы глобализации и сближения двух могущественных держав — России и Америки, расширение их взаимодействия и влияние на геополитический климат планеты. Автор предупреждает об опасности диктатуры, которую содержат в себе российская и американская системы, поэтому главному герою произведения, выходцу из России, живущему в Америке, некуда идти. Ипполит Лукьянов понимает, что если он убежит в Россию, его тут же выдадут российские власти по договоренности с американскими службами. Если в романе Е. Замятина «Мы» еще существовал Древний Мир за Зеленой Стеной, а в романе В. Аксенова фантазией автора был создан свободный Остров Крым как противовес советскому государству, то в антиутопии Э. Лимонова географически уже не осталось ни одного островка свободы, человеку некуда уйти от тотального насилия, господствующего теперь во всем мире. «Да, подумал Лукьянов, шагая в блеклом дожде и вспоминая газетные бури своей юности и зрелости, государства добились тотального контроля над людьми.
Годы рассеяли и разрушили идеологии, только основные лозунги выжили и украшают теперь фасады государств. Шаблонные определения «демократия» и «коммунистическое общество» остались, но главными оказались система, структура, государство». Примечательной является фамилия главного героя, которая, бесспорно, коррелирует с фамилией автора (Лукьянов — Лимонов). В размышлениях персонажа нашел отражение автобиографический опыт писателя-эмигранта, который имел возможность наблюдать и сравнивать процессы, происходящие в России и в Америке.