В 1819 году, летом, Василий Жуковский жил в Павловске. В письме к Анне Зонтаг он писал, что «с трудом возвращается к своей поэзии». Тем не менее именно в это время поэт за несколько дней создал в духе Романтизма прекрасную элегию под названием «Невыразимое». Жанр Элегии выбран не случайно. Грустное философское повествование легко легло на бумагу.
Впервые он прочитал ее своему другу, Василию Перовскому. Перовский был в восторге от нового стихотворения Жуковского. «Невыразимое» было напечатано через много лет после написания.
В год создания стихотворения «Невыразимое» Жуковский был как никогда растерян и одинок. Девушка Маша Протасова, которую он любил всем сердцем, вышла замуж за другого. Боль потери долго жила в Жуковском. Со временем она уступила место новым поэтическим откровениям поэта. В стихотворении «Невыразимое» Жуковский ищет ответ на вопрос: «Можно ли словом передать всю красоту первозданной природы?» Точного ответа автор не дает.
Он предлагает читателю вместе с ним поразмыслить над этой непростой философской задачей. Полностью выразить красоту окружающего мира через искусство, по мнению Жуковского, никому не дано. Человек может лишь «едва-едва ее черту с усилием поймать». В этом пессимистическом утверждении и заключается тема стихотворения.
Жуковский в своих строчках учит людей всегда отличать естественное от искусственного. Он твердо говорит, что слова для «красоты блестящей» есть, но они так малы по сравнению с ее грандиозностью и неповторимостью! В стихотворении автор также незримо поднимает проблему поэта и поэзии.
Невозможность повторить природу искусственно сложенными звуками, красками или словами очевидна для Жуковского. Убедить в этой очевидности он стремится и читателя. Автор прокручивает перед ним изумительные и вместе с тем простые картины родной природы: облака, воды, берега, луга… Невыразимое находится в каждом кусочке мироздания.
Как трудно иногда понять и прочувствовать эту изящную естественную красоту. Бессильна человеческая мысль перед чудом возникновения и жизни природы.
Сюжет и Композиция стихотворения переплетаются в нем разумными нитями. Тонко и дальновидно Жуковский начинает свое произведение с риторического вопроса: «Что наш язык земной пред дивною природой?» Далее он отвечает на него по-философски мудро и по-лирически образно. Вначале поэт восхищается только природой, только ей поет дифирамбы: «С какой небрежною и легкою свободой она рассыпала повсюду красоту…». Затем он высказывает сомнение в том, что можно ли «живое» передать в «мертвом»?
В середине стихотворения Жуковский уже пишет о душе, о чувствах, ее переполняющих. Он не знает, как эти сокровенные чувства выразить до конца, до самого донышка. Вот потому и болит неудовлетворенная душа от переизбытка чувств.
В конце элегии автор пишет о значимости молчания в жизни: «И лишь молчание понятно всем». Молчаливое созерцание природы и духовное питание от ее красот — источник вдохновения, умиротворения и наслаждения.
В элегии «Невыразимое» необычный вид рифмовки: шесть первых строк рифмуются так: первая со второй, четвертая с пятой, третья с шестой. Такая рифмовка придает стихотворению дополнительную торжественность. Затем идет четверостишие с перекрестной рифмой, потом снова — шестистрочие с новой рифмовкой, опять — четыре строки…
Словесную образность в стихотворении создают тропы: Олицетворения , Эпитеты , Метафоры , Оксюморон .
Лирический герой в «Невыразимом» — натура страстная, неординарная, чувственная. Он не равнодушен ко всему, что его окружает. Он ответственен за то, что созидает, с чем делится с людьми.
Лирический герой стихотворения и поэт Жуковский — одно и то же лицо.