История создания
Стихотворение «Воспоминание» написано 19 мая 1828 года в Петербурге и напечатано в альманахе «Северные цветы» 1829 года.
В черновом варианте стихотворение было длиннее более чем в два раза. Из 36 строчек Пушкин оставил только первые 16. В таком виде стихотворение оказалось даже более целостным, чем в первоначальном варианте.
Первые названия — «Бессонница», «Бдение».
Отброшенная часть конкретизирует воспоминания лирического героя. Ему приходит на ум только плохое: измены, обиды, клевета, зависть. В этот период жизни Пушкин разочарован и подавлен.
Расправа с декабристами и политическая реакция угнетают поэта.
Литературное направление, жанр
Вопрос о литературном направлении, к которому можно отнести стихотворение, очень непрост. Его лирический герой — романтик. Ночь для романтика — время философских рассуждений.
Во время бессонницы он мучится угрызениями совести, причина которых заключена в его прошлом. Он с отвращением вспоминает о былом, трепещет, проклинает и жалуется.
Но тот факт, что Пушкин отбрасывает конкретные и весомые жалобы, дающие такую отраду романтическому сознанию, свидетельствует скорее в пользу реализма. В отвергнутой автором части не хватает кульминации. Романтический герой все переживания сводит к романтическим любовным историям и смерти возлюбленных, к тайнам «счастия и гроба».
Лирический герой Пушкина, хоть и угнетен, но не сломлен: «Но строк печальных не смываю». Он принимает прошлое, переживает воспоминания, но не погружается в них с головой. То, что Пушкин не напечатал конец стихотворения, говорит о позиции реалиста.
Стихотворение относится к жанру философской лирики.
Тема, основная мысль и композиция
Все стихотворение — это только одно предложение с разными видами связи. Может быть, потому Пушкин и отверг его конец, что стихотворение, по замыслу автора, должно было читаться на едином дыхании.
Первая строфа описывает время действия и начинается словом «когда». Но она указывает и на место действия. «Полупрозрачная тень ночи» — это белые петербургские ночи.
Последняя строчка кульминационная. Лирический герой не может или не хочет освободиться от горестного прошлого, мешающего ему в настоящем. Дальнейшая конкретизация воспоминаний снижала бы поэтическое напряжение.
Тема стихотворения — тяготящие человека тяжелые воспоминания. Основная мысль в невозможности избавиться от мрачных воспоминаний. Они предначертаны судьбой, неизбежны.
Человек, охваченный ими, подобен древнегреческому герою, зависящему от воли судьбы, которой можно только подчиниться и нельзя противиться.
Размер и рифмовка
В стихотворении чередуются шестистопный и четырехстопный ямб. Такое чередование делает речь тяжеловесной и торжественной. Это ощущение усиливается пиррихиями.
Мужская рифма в длинных строчках чередуется с женской в коротких. Рифмовка перекрестная.
Тропы и образы
Высокий стиль создается старославянизмами стогны града, влачатся, бденье. Дальше торжественный настрой поддерживается словами высокого стиля: угрызенья, трепещу.
С первой строчки стихотворение отсылает читателя к античным образам. Смертный здесь кукла в руке судьбы, богов. Длинный свиток воспоминаний, разворачивающийся перед лирическим героем, — это и библейская книга жизни, в которой записаны все дела человека, и нити жизни, которые прядут мойры .
Таким образом, в стихотворении, как и в русской культуре 19 века, соединяются библейские и античные образы.
В стихотворении есть лексические группы слов, обозначающих длину: влачиться, томительный, бездействие, змеи сердечной угрызенья, развивать, длинный свиток. Другая лексическая группа определяет сильные отрицательные эмоции: угрызенья, подавленный тоской ум, тяжкие думы, отвращение, трепетать, проклинать, горько жаловаться, горько слезы лить, печальные строки. Образы обеих групп создаются с помощью эпитетов и метафор.
Эпитеты важны в начале стихотворения для создания контраста дня и ночи: шумный день — немые стогны града, полупрозрачная ночи тень. Конец стихотворения очень динамичен. Последняя строфа состоит из однородных сказуемых — глаголов, обозначающих душевную работу героя: трепещу, проклинаю, жалуюсь, слезы лью.
Трем строкам противопоставлена кульминационная последняя: но строк печальных не смываю.