История создания
Стихотворение «Прощанье» было написано Некрасовым 28 февраля 1856 г. и при жизни поэта не печаталось. Оно было найдено и опубликовано К. И. Чуковским лишь в 1931 г. Однако же своим друзьям и соратникам автор это произведение читал, они его помнили наизусть, а Н. Г. Чернышевский числил его среди своих любимых, о чем в том же 1931 г. К. И. Чуковскому успела сообщить О. С. Чернышевская .
«Прощанье» обращено к А. Я. Панаевой, гражданской жене Некрасова, сюжет стихотворения — размолвка между ними.
Тяжело переживая семейные неурядицы, Некрасов и Панаева часто расставались, как думали, навсегда, разъезжаясь на месяцы, но всегда соединялись снова. Оба обладали непростыми характерами, были резкими и ревнивыми, но обоим нужны были эмоциональные встряски. Если бы не глубокие душевные переживания, не родились бы стихотворения, впоследствии объединенные в «панаевский цикл».
В одно из расставаний и написано стихотворение «Прощанье».
Литературное направление и жанр
Интимная лирика поэта-реалиста — явление удивительное, почти невозможное, особенно поражавшее читателей 1850-х, для которых все еще привычны в лирической поэзии стереотипы романтизма. Глубокий психологизм, неповторимость каждой конкретной любви, невозможность ни любовь, ни разлуку предсказать, осмыслить и выстроить по стереотипу — в этом современники Некрасова видели необычность, почти неприличие его интимной лирики. В ней лирический герой, до боли напоминающий автора, бесстрашно открывал сокровенные тайны своей души, а его Муза и героиня была узнаваема и конкретна во всех ее чувствах и поступках.
Может быть, поэтому Некрасов и не опубликовал «Прощанье».
Тема, основная мысль и композиция
Тема — тяжесть разлуки для людей, которые не могут жить друг без друга и не могут жить друг с другом. Основная мысль: жизнь оказывается даже еще сложней, чем кажется. Этой мысли подчинена композиция лирического сюжета. В экспозиции заявлена идея бытия как пути, который лирический герой, согласно бытовому стереотипу, должен пройти со спутницей жизни. Завязка — расставание на полпути, а все развитие действия — мучительное переживание разлуки.
Парадоксальная кульминация: вместо напряжения всех сил — полное обессиление . Услужливый бытовой стереотип опять подсказывает выход: писать друг другу письма. Но неизбежна трагическая развязка — духовная смерть лирического героя в разлуке с любимой, а письма — лишь цветы на могилу умершего сердца.
Тропы и образы
Три тропа на девять строк — гармоническое соотношение, ставящее именно тропы в центр лирического сюжета, они — его скрепы. Разошлись на полпути — общеязыковая метафора, своей избитостью подчеркивающая очевидность представления о жизни как пути. Письма святы, как цветы с могилы, — напротив, неожиданное сравнение. Образ непоправимого отчаяния разлуки, которое не утешат никакие письма — метафора могила сердца моего.
Лирический герой похоронил свою любовь в сердце, даже само сердце умерло для любви. Письма только напомнят о былом, разбередят душу, но это «милое» волнение.
В стихотворении всего два эпитета, и оба они относятся к одному, но главному слову «прости»: оно последнее и роковое.
В стихотворении дважды повторяется слово могила. Это углубление образа, который читатель в первый раз воспринимает как земную могилу, а второй раз — как душевную пустоту.
Повторение однокоренных слов «разлучились до разлуки» усиливает трагизм, заставляет вспомнить несостоявшуюся для Некрасова и Панаевой формулу венчания «Только смерть разлучит нас».
Размер и рифмовка
Стихотворение состоит из 9 строк и может считаться одной строфой, но рифмовка не совпадает с традиционной спенсеровой строфой . Рифмовка стихотворения — аББаВгВВг — самобытная некрасовская.