Он открылся сравнительно недавно, в 1999 году, в год пушкинского двухсотлетия, но уже занял достойное место среди филиалов Государственного Литературного музея. В этом доме на 1-й Мещанской улице с осени 1910-го до дня своей смерти в 1924 году жил Валерий Брюсов — поэт, писатель, критик, филолог-пушкинист. Впервые в России здесь создан музей, посвященный культурной жизни рубежа XIX-XX веков — русскому Серебряному веку.
Серебряный век — один из самых драматичных периодов в истории русской культуры. В очень короткий срок, в течение всего двух-трех десятилетий происходит стремительное переосмысление эстетических и мировоззренческих идей. Поражает интенсивность и напряженность поиска в разных сферах творчества и познания: литературной, театральной, музыкальной, в области философии и гуманитарных наук.
Небывалый энтузиазм и увлеченность поэтов, писателей, художников, философов рождают яркие произведения, отмеченные смелостью мысли и силой чувств.
Музей Серебряного века состоит из двух частей: историко-литературной экспозиции и мемориального кабинета Валерия Брюсова, восстановленного по фотографиям и воспоминаниям современников. В кабинете сохраняется библиотека поэта, мемории, собрание живописи и графики. Историко-литературная экспозиция увлекательно рассказывает о жизни и творческом пути Николая Гумилева и Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Зинаиды Гиппиус и многих других.
Примечателен сам особняк, в котором музей расположился. Старый Дом помнит многих именитых брюсовских гостей — К. Бальмонта, Андрея Белого, А. Бенуа, Ю. Балтрушайтиса, С. Есенина, Е. Лансере, Игоря Северянина, В. Ходасевича… Едва ли не все звезды Серебряного века побывали здесь.
Недаром музей блистательной литературной эпохи расположился именно в доме Брюсова. В начале XX века Валерий Брюсов был одним из эстетических лидеров России, столпом русского символизма. Он стоял во главе издательства «Скорпион», где печатались новинки русской и иностранной литературы, редактировал журнал «Весы», считавшийся законодателем мод в области современного искусства. Кроме того, был крупнейшим знатоком поэзии, автором трудов по стихосложению, изобретателем новых ритмических форм. Для многих молодых литераторов того времени он стал творческим наставником.
Вместе с тем его собственное творчество вызывало бурную полемику. Иные критики называли его Валерий Безвкусов, другие — превозносили до небес.
В эстетический мир Серебряного века посетители попадают уже при входе в музей: в экспозицию включены интерьеры гардероба и холла перед кабинетом Брюсова. Особый эмоциональный фон создают множество зеркал и пышная зелень экзотических растений. Бронзовый светильник в виде юноши с факелом в руках украшает мраморную лестницу.
Пойдя по залам музея, сегодняшние посетители дома Брюсова не только познакомятся с уникальными материалами из собрания ГЛМ, но и почувствуют атмосферу того времени, сложное переплетение многообразных стилистических направлений от классицизма до модерна и авангарда. Серебряный век в музее представлен как единое культурное пространство.
Прекрасные, одухотворенные лица писателей и поэтов смотрят с портретов В. Серова и Н. Малютина, Л. Пастернака и Е. Лансере, Н. Кульбина и Л. Бруни. Портретную галерею музея украшают такие несомненные живописные шедевры, как «Портрет В. Ф. Ходасевича в кресле» работы Валентины Ходасевич, «Портрет Анны Ахматовой» Александра Осьмеркина, «Портрет М. Волошина» Бориса Кустодиева, «Портрет Ларисы Рейснер» Василия Шухаева. Есть в музее и портрет Блока работы художницы Татьяны Гиппиус, сестры знаменитой поэтессы.
Хозяин дома Валерий Брюсов смотрит на посетителей музея с портрета кисти Малютина. Иконографию литераторов Серебряного века дополняют скульптурные бюсты Цветаевой, Пастернака, Есенина, шаржи и фотографии.
Поистине бесценной является представленная в экспозиции коллекция графики и живописи художников Серебряного века из фондов Государственного Литературного музея. Пейзажи, натюрморты, жанровые и декоративные композиции В. Поленова, К. Коровина, В. Борисова-Мусатова, К. Петрова-Водкина, Ю. Судейкина, Д. Бурлюка, Н. Гончаровой, В. Татлина, театральные эскизы М. Добужинского, К. Малевича, О. Розановой, В. Маяковского ярко отражают гамму чувств и настроений русской интеллигенции в канун Первой Мировой войны и революционных потрясений.
Литературная жизнь эпохи была сосредоточена вокруг издательств и редакций журналов. Так, рупором символизма стал журнал «Весы», который редактировал Брюсов. В экспозиции представлен фрагмент редакционного интерьера. Первоиздания книг Вл. Соловьева, В. Брюсова, Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, С. Соловьева, Вяч.
Иванова, Ф. Сологуба, В. Розанова, М. Кузмина, Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама, Г. Иванова, М. Цветаевой, В. Маяковского, Велемира Хлебникова, Д. Бурлюка и других представителей русской литературы начала ХХ века представлены с исчерпывающей полнотой. Пафос творческого обновления коснулся практически всех сфер искусства, в том числе и книжного дела. Книги, выпущенные издательствами «Скорпион», «Гриф», «Шиповник» интересны не только своим содержанием, но и оформлением. Нестандартное визуальное решение обложек, смелые шрифтовые эксперименты, непривычные форматы и объемы изданий должны были, по мнению художников, акцентировать новизну и оригинальность предлагаемых текстов.
Самые радикальные шаги в книгоиздании были предприняты футуристами, провозгласившими ценность «самовитого слова»; согласно их представлениям, только рукописная книга могла восстановить непосредственную связь между автором и текстом.
Несмотря на то что поэты и писатели в жизни спорили, соперничали, как, например, Брюсов и Бальмонт, здесь они не разъединены. Сравнивая их пути, можно ощутить, какой плодотворной и бурной была атмосфера искусства того времени. Шел постоянный обмен идеями, творческими открытиями между Россией и Западной Европой. Например, Брюсов одним из первых перевел на русский язык бельгийца Верхарна. В экспозиции представлены первые издания его переводов, а также книги Метерлинка, Уайльда, Верлена, Малларме на русском языке и языке оригинала, афиши спектаклей по их пьесам, поставленным в российских театрах.
Вся культура Серебряного века глубоко связана с российскими и зарубежными традициями.
Новое не рождается на пустом месте. Для деятелей культуры начала ХХ века опыт двух предшествующих столетий, так называемого петровского периода русской истории, был предметом пристального интереса. Открытие памятника Пушкину в Москве в 1880 году и знаменитая Пушкинская речь Ф. М. Достоевского, Пушкинский юбилей 1899 года, разгоревшаяся вокруг него полемика между Вл. Соловьевым и В. Розановым вывели фигуру Пушкина, наравне с Петром I, на первый план идейных и эстетических баталий.
Дело доходило до того, что футуристы призывали «сбросить Пушкина с корабля современности». И это было вызовом не столько прошлому XIX веку, но, в первую очередь, современникам — продолжателям классической пушкинской традиции в отечественной литературе. Не было ни одного автора того времени, который не отразил бы в своем творчестве отношение к Пушкину — в стихах, прозе, научных статьях.
Вот и Брюсова пушкинская тема волновала всю жизнь. Он — автор восьмидесяти двух статей о Пушкине, редактировал издания пушкинских писем, документов, связанных с его творчеством. Представлены и книги о Пушкине, принадлежащие перу литераторов Серебряного века — Мережковскому, Анненскому, Владимиру Соловьеву, номера журнала «Весы», где постоянно публиковались новые материалы ученых-пушкинистов.
Личные вещи Брюсова, его библиотеку, картины и гравюры долгие годы после его смерти хранила вдова поэта Жанна Матвеевна Брюсова, в девичестве Рунт. Она верила, что старый дом обретет новую жизнь. Так и случилось.
Музей создан, его коллекция пополняется, здесь проходят разнообразные выставки, концерты, творческие вечера… Поэт Владислав Ходасевич, чей портрет является одной из жемчужин собрания музея, сказал как-то, что Брюсов чувствовал себя капитаном литературного корабля. Спустя десятилетия этот корабль вновь находится в плавании.
Адрес музея: Москва, проспект Мира, 30.
Станция метро: «Проспект Мира».
Телефоны для справок и записи на лекции и экскурсии: 680-86-83, 680-85-70.
Музей открыт для посетителей:
Среда и пятница — с 14 до 20 часов; вторник, четверг, суббота — с 11 до 17 часов.
Выходные дни: воскресенье и понедельник.
Последний день каждого месяца — санитарный день.