Один из основателей авангардизма Гийом Аполлинер, отстаивая свободу искусства, считал, что это достигается путем синтеза разных искусств. Поэтому поэт стремился создать так называемую «визуальную лирику». Аполлинер стал теоретиком сюрреализма. Гийом призвал поэтов быть Икарами, проводниками общества. Поэт, считал он, должен бороться со старыми поэтическими штампами, создавать неожиданное, экспериментировать. Лирик оставил несколько сборников своих стихов. «Надреальность» оказывается в сюжетах, образах, в самом строению стихов. Через зрительные образа он стремится раскрыть внутренний свет, чувство. Эти образы будто нанизываются один на другой. Все, что видит поэт, подчиняется его внутреннему ритму. Снег, солдаты, свет — все тоскует по любимой. Аполлинер не использует ни одного разделительного знака. Это создает представление о течении действительности, над которой герой стиха будто летит в пространстве и времени. Невозможно выделить что-то главное, а что-то второстепенное. Так как главное — реальность его души, которая влияет на все, что видит он в своем взлете.
«Реальность души» имеет свои «памятники», свои «пейзажи», и они становятся фактом существования, что создает поэт. Поэтому в стихе равноправно существуют и образы искусства, и цитаты из других литературных произведений и непосредственные впечатления от мира. Аполлинер использует достояние классической литературы для создания своей «надреальности». Этим автор привлекает внимание читателя, делает его удивительно новым и светлым. Аполлинер заложил основания нового «сюрреалистического искусства». В его произведениях реальность изображается в своеобразном синтезе, неразрывной связи и взаимовлиянии внутреннего мира человека и реальности.
Новая образность и поэтическая техника отобразилась и в его стихе «Зарезанная голубка и фонтан». Уже самое название содержит образы-аллегории. Голубь — это символ мира. Но здесь зарезанная голубка. Сразу понятна мысль: возражение мира, разрушение мира. Но чему фонтан? Фонтан — это символ неоднозначный. Вода — символ жизни, а фонтан — это множество воды, буревой поток, шумливый, стихийный. В стихе «и фонтан со мной» — метафора, которая подчеркивает глубину отчаяния лирического героя: это будто самая жизнь плачет за теми, кого забрала война. На первый взгляд, в стихе нет военных сцен, картин войны, битв. Но тем выразительнее понимаешь, насколько глубокая трагедия человека, душа которого «в напряжении» за судьбу друзей солдатов. «Печальные ваши имена», — говорит поэт. Этот эпитет «печальные» и указывает на их судьбу. Раздумья поэта, его тревога за близких понятны каждому. И то, что они выражены кое-что непривычно, лишь подчеркивает их силу, делает ярче эти переживания. Поэт обращается к близким ему, называя имена: «Мие Мария, Этто, Лара, Анна и ты Мария». Отсутствие знаков лишь делает этот перечень будто бесконечным.
Но поему вместо них «возле фонтана что плачет и зовет голубка»? И здесь возникает еще одно значение образа голубки — это образ духа. Это кто-то из небесной сферы, а не из этого мира. У поэта еще есть какая-то надежда: «А как они еще живые где-то бьются на Северным фронте». Но «тем олеандры все в крови и солнце ранено в траве на багрянистом горизонте». Так возникает зрительный образ через оттенки красного цвета, который приобретает также символическое значение. Ведь для поэта война — это кровь и смерть, именно так осмысливает он это явление в стихе «Зарезанная голубка и фонтан». Это произведение стало обвинением тем, кто решил начать Первую мировую войну и продолжал ее вести.