1 Неизбежное вторжение смерти в обыденную, мирную человеческую жизнь — тема большинства из этих драм. В пьесе «Слепые» несколько слепых мужчин и женщин приведены из приюта на прогулку на пустынный берег моря. Их поводырь — дряхлый священник — внезапно умирает. Слепые тщетно пытаются выбраться из леса и спешат навстречу звукам, которые кажутся им человеческими шагами; но это шум нарастающих волн, шум прилива. Символика этой небольшой пьесы ясна: слепые обозначают человечество, не видящее смысла жизни.
Старый священник олицетворяет религию, прежнюю руководительницу человечества, одряхлевшую и умирающую. В пессимистических драмах Метерлинка нет места надежде, но нет, в сущности, места и христианскому богу.
Он во многом предваряет экзистенциалистов. Метерлинк был очень талантлив, писал о волнующих проблемах любви и смерти, его пьесы затрагивали душевные струны читателей, и этим объяснялся их успех. Но причина этого успеха в интеллигентских кругах заключалась и в состоянии страха и растерянности перед мрачными силами империализма, характерном для интеллигенции на рубеже веков.
Кроме того, наибольший успех выпал на долю менее безнадежных пьес Метерлинка, в которых, по его собственным словам, любовь вытесняет смерть: «Пелеаса и Мелисанды», «Лишены и Селизетты», и особенно «Монны Ванны» 1902 и «Синей птицы» 1908.
В-пьесах этого периода живая речь героев заменяет прежний «двойной» диалог, пьесы насыщаются активным действием и приобретают конкретно-исторический фон и острый сюжет «Монна Ваяна». Это уже не «пьесы молчания» и не «статические пьесы». Но сам Метерлишс понемногу преодолевает свой пессимизм и апологию бесмертия.
Уже в сказочной пьесе «Ариана и Синяя Борода» 1901 героиня активно борется со злом, с деспотизмом, ей помогают крестьяне окрестных земель. Так социальные мотивы проникают и в пьесы Метерлинка. Во второй период написаны «Сестра Беатриса» 1900, «Монна Ванна» 1902, «Чудо святого Антония» 1904. и «Синяя птица» 1908.
Все эти пьесы, в сущности, далеки от символизма и безнадежности. Их можно назвать романтическими, а «Чудо святого Антония» приобретает даже реалистические и сатирические черты. У одра умершей богатой старухи теснятся родственники, жаждущие наследства. Явившийся прямо из рая святой Антоний пытается воскресить умершую, вняв молитвам ее преданной служанки. Возмущенные родственники ставят ему всевозможные препятствия, вызывают полицию.
Он все-таки воскрешает старуху, но она немедленно приказывает выгнать «этого грязного нищего». Так мистическая легенда превращается в остроумную сатирическую комедию, в осмеяние буржуазии; В и весе «Смерть Тентажиля» посланницы злой королевы, символизирующей смерть, похищают мальчика Тентажиля из тесного круга охраняющих его близких; крик ребенка замирает где-то за железной дверью, и его сестре остается только проклинать чудовище, убившее мальчика. Метерлипк выступил в 1889 г. с пьесой «Принцесса Мален», драматизацией старой немецкой сказки, которой он придал безысходно-трагический колорит.
Чувствуется и некоторое подражание «Гамлету» — в образе принца Ялмара, жениха Мален, и особенно в обстановке королевского замка, где совершаются ужасные преступления. Но пьеса имеет двоякий смысл: за сказочной историей безвинно гонимой девушки угадывается трагедия человеческой обреченности. Человек показан игрушкой незримых таинственных сил, которые душат его, как петля злой королевы сдавила шею Мален.
Отсюда и необычайно мрачный пейзажный фон пьесы: замок окружен кладбищем, оно наступает на замок и постоянно упоминается в разговорах. В этом образе кладбища символизирована обреченность человека — любимая идея Метерлинка.
Смерть как бы делается главной героиней его первых драм. Красивая и трогательная пьеса «Пелеас и Мелисанда» о любви юного Пелеаса к жене его старшего брата обошла почти все крупные сцены мира, била многократно положена на музыку. С нее началась широкая известность Метерлинка. Свои философские и эстетические взгляды Метерлинк изложил впервые в трактате «Сокровище смиренных» 1896.
Драматургу он предлагает искать «трагическое в повседневном». Ничего нет более трагичного, по мнению Метерлинка, чем фигура старика, мирно сидящего у себя дома под зажженной лампой. Таинственный смысл скрыт, по мнению Метерлинка, в любом беспорядочном диалоге, а еще сильнее — в молчании.
Драматург, которому приходится оперировать диалогом героев, договаривается здесь до разрушения диалога, молчание ставит выше речи.
Речь героев в ранних пьесах Метерлинка беспорядочна, разорванная, прерывается бессвязными междометиями. Эти восклицания и стоны должны отражать душевное смятение героев, их нарастающий страх перед Неведомым. За беспорядочным диалогом и минутами молчания должен, по мысли Меторлинка, скрываться второй, внутренний диалог, беседа душ или беседа человека с его судьбой.
За «Принцессой Мален» последовали пьесы: «Слепые» 1890, «Непрошеная» 1890, «Семь принцесс» 1891, «Пелеас и Мелисанда» 1892, «Алладина и Паломид» 1894, «Там, внутри» 1894, «Смерть Тентажиля» 1894, «Аглавена и Селизетта» 1896.
, В пьесе «Непрошеная» умирает после родов молодая женщина. Семья сидит вокруг стола в соседней комнате, не ожидая ничего дурного. Смерть уже входит в Дом и по некоторым признакам можно угадать ее приход: слышен звук оттачиваемой косы; сама собой отворяется дверь; гаснет лампа. Но лишь слепой дед угадывает вторжение смерти — именно в силу своей слепоты, своей отрешенности от внешнего мира. В драме «Там, внутри» под окном стоят прохожие, принесшие страшную весть о самоубийстве молодой девушки.
Они не решаются постучать, видя, как мирно семья погибшей проводит вечер, ничего еще не зная о случившейся беде. «Синяя птица» — вершина творчества Метерлинка. В 1918 г. Метерлинк написал продолжение «Синей птицы».
Это пьеса «Обручение». В ней выросший Тильтиль ищет и находит невесту, которой оказывается его бывшая маленькая соседка. Но вторая пьеса слабее, лишена сказочной прелости и глубины первой.
Метерлинк дожил до глубокой старости и написал еще ряд произведений, в том числе драму «Жанна дАрк», навеянную патриотическим подъемом 1945 г. Но наиболее значительным периодом его творчества остался период 189000-х гг. Оккупация Франции и Бельгии фашистами заставила писателя уехать в США, но он вернулся во Францию незадолго до смерти.