Анализ сцены бала в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость.

Человек и его душа были предметом творческих исследований Л. Н. Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек, стремясь к высокому и идеальному, стремясь познать самого себя. Сам писатель прошел свой жизненный путь через страдания, от грехопадения к очищению .

Этот опыт он и показал через судьбы своих любимых героев.

Любимые и близкие Толстому герои — люди с богатым внутренним миром, естественные, способные к духовному изменению, люди, ищущие свой путь в жизни. К ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов и Наташа Ростова. У каждого героя есть свой путь духовных исканий, который не является прямым и легким. Можно сказать, что он напоминает кривую, где есть свои взлеты и падения, радости и разочарования. В данном сочинении меня интересуют образы Андрея Болконского и Наташи Ростовой.

Не последнее место в жизни этих героев занимает любовь. Испытание любовью — традиционный прием в русской литературе. Но прежде чем главные герои подошли к этому испытанию, каждый из них уже имел за плечами определенный жизненный опыт.

Например, у князя Андрея до встречи с Наташей была мечта о Тулоне, Аустерлиц, дружба с Пьером, общественная деятельность и разочарование в ней. У Наташи Ростовой не такой богатый жизненный опыт, как у Андрея Болконского, она еще ребенок, который играет во взрослую жизнь. Несмотря на явные различия между этими двумя героями, у них все же есть важное сходство: до встречи друг с другом ни князь Андрей, ни Наташа в своей жизни не испытали настоящего чувства любви.

Рассматривая любовную сюжетную линию Наташа Ростова — Андрей Болконский, нельзя не отметить 16-ю главу 3-й части 2-го тома, так как именно этот эпизод является по композиции завязкой их взаимоотношений. Обратимся к анализу данной главы и попытаемся определить роль эпизода в раскрытии проблематики произведения, а также проследим, как происходит возникновение сильного и чистого чувства любви между героями романа. В предыдущих главах 3-й части 2-го тома рассказывается о том, как семейство Ростовых собиралось на бал, где собирался весь цвет общества. Толстому важно передать психологическое состояние Наташи, для которой бал был желанным билетом во взрослую жизнь.

В 16-й главе писатель показывает душевное состояние своей героини очень тонко и верно. Для этого он сначала описывает внешнее проявление беспокойства, волнения Наташи , затем, используя монолог, в котором каждое слово важно, автор обращается к внутреннему миру девушки . Монолог героини очень эмоционален. Он раскрывает характер Наташи, показывает всю сущность ее натуры. Героиня очень искренна, естественна, по-детски наивна, проста.

Выражение ее лица говорило о ее «готовности на величайшую радость и на величайшее горе». Одна мысль не давала Наташе покоя: неужели к ней «никто не подойдет», неужели она не будет «танцевать между первыми», неужели ее «не заметят все эти мужчины»? Используя эту градацию, Толстой подчеркивает остроту той психологической ситуации, в которой оказалась Наташа. Писатель обращает внимание читателей на огромное желание героини танцевать.

В этот момент Наташу ничто и никто не занимает, ее внимание сконцентрировано на этом желании. Можно сделать вывод, что героиня находится в том юном возрасте, когда все воспринимается с точки зрения максимализма. Ей нужно, чтобы ее заметили взрослые люди, поддержали в трудную минуту сомнений, переживаний. Внутренняя сосредоточенность и внешняя рассеянность Наташи проявляются в том, как она воспринимала окружающих людей . Кульминация 16-й главы наступает тогда, когда был объявлен первый тур вальса.

На тот момент состояние Наташи было близко к отчаянию. Она «готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса». В этот момент появляется Андрей Болконский .

Поскольку он был «человек, близкий Сперанскому», то к нему все обращались с «умными» политическими разговорами. Но работа Андрея не приносила ему удовлетворения, поэтому он ничего не желал о ней слышать, был рассеян и так же, как и Наташа, считал, что «на бале нужно танцевать». Поэтому, я думаю, не удивительно, что первой, кому он предложил тур вальса, стала именно Наташа, которая была абсолютно, по-детски счастлива, услышав это предложение. Князя Андрея поражают естественность, открытость, непринужденность этой девочки, отсутствие столичного лоска. Вальсируя с ним, Наташа испытывала некое волнение от того, что сотни глаз смотрят, как она танцует с взрослым мужчиной, от того, что ее платье было очень открыто, и просто от того, что это был первый в ее жизни вальс на настоящем бале, где присутствуют только взрослые люди.

Наташина робость, трепетание ее гибкого, тонкого стана очаровали князя Андрея. Он чувствует, как душа его оживает, наполняется безграничной радостью, которую девушка как бы вкладывала в его душу и сердце, возвращая их к жизни, разжигая в них огонь .

Анализируя данную главу, нельзя не отметить образ государя. В поведении императора Александра, в его общении с окружающими виден столичный лоск. Я думаю, что автор не случайно рисует этот образ. Он противопоставляет государя и его строгое следование светским нормам приличия раскрепощенности и простоте Наташи Ростовой.

Для императора присутствие на балу — обычное явление, и он действует по определенной схеме, которая выработалась у него с годами. Он, как принято в светском обществе, ничего не делает необдуманно, взвешивает каждый свой шаг. А Наташа, впервые попавшая на бал, так рада всему и не обращает внимания на то, что говорит и делает. Поэтому между Наташей и государем можно провести параллель.

Это только еще больше подчеркивает Наташину естественность, детскую наивность, ее неиспорченность светским обществом.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что значимость этой главы заключается не только в том, что в ней мы видим зарождение теплого, нежного чувства любви между двумя положительными героями, но и в том, что встреча с Наташей выводит Андрея Болконского из душевного кризиса, рожденного разочарованием в своей неплодотворной деятельности, наполняет его силой, жаждой жизни. Он понимает, что «жизнь не кончена в тридцать один год».