Сочинение Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего

Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча Когда открываешь Роман Лермонтова «Герой нашего времени», забываешь, что он написан более ста лет назад. Писатель вводит нас в мир, в котором живут такие разные люди: Максим Максимыч, у которого, по словам Белинского, «чудесная душа, золотое сердце», и Печорин. Две главы в романе посвящены двум встречам главного героя — Печорина и Максима Максимыча — штабс-капитана в небольшой далекой крепости на Кавказе.

Тихо и размеренно течет его жизнь вдали от шумного света, ничто не нарушает унылого однообразия его существования. И целое событие в его жизни — приезд нового офицера — Григория Александровича Печорина.

«Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький», — рассказывает Максим Максимыч о своей первой встрече автору. В этих словах звучит необыкновенная нежность, которую Максим Максимыч готов подарить Печорину; «Вам будет немножко скучно… ну, да мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч…», сразу, без всяких церемоний, предлагает он Печорину; но лишь сухая официальность звучит в его ответах на все расспросы: «Так точно, господин штабс-капитан».

Замечая странность нового офицера, его непохожесть на других, Максим Максимыч объясняет это его богатством и относит Печорина к разряду людей, у которых на роду написано, что с ними должны происходить необыкновенные события.

Добродушный штабс-капитан полюбил Печорина, даже его имя — Григорий Александрович, доставляет Максиму Максимычу наслаждение; рассказывая незнакомому человеку о новом офицере, Максим Максимыч волнуется, будто заново переживает лучшие свои минуты. Хотя Максиму Максимычу жалко погибшую Бэлу, хотя в душе он обвиняет Печорина в ее смерти, все равно для него сумасбродный молодой человек — «бедняжка». Мы чувствуем заботу и нежность, волнение и искреннюю дружбу со стороны Максима Максимыча. Не желая участия посторонних людей, один единственный раз Печорин приподнимает завесу со своей жизни. «Моя душа испорчена светом, воображение, беспокойное сердце ненасытное» — прозвучало его признание Максиму Максимычу.

В этом признании-исповеди отчетливо слышится крик о помощи человека, непонимающего себя, нуждающегося в дружеской поддержке, очень одинокого и никому ненужного.

Страдая от своей неприкаянности, в отчаянии он задает себе мучительный вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Печорин мечется, он не понимает самого себя; невольно вспоминается пушкинский Онегин, который был назван Белинским «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле». Максим Максимыч не сумел понять исповедь Печорина — для него, прожившего всю свою жизнь в затерянной крепости, знающего лишь свои обязанности и исправно их исполняющему, были слишком непонятны терзания и противоречия нового поколения, человека, который «просит бури». Минуло пять лет. Нежно хранит в сердце Максим Максимыч свою привязанность к Печорину.

Впервые он бросает свои служебные обязанности — на первое место ставит встречу с другом. И что же? Вместо дружеских объятий Максим Максимыч встречает некую отчужденность, Печорин произносит прохладную приветственную фразу: «Как я рад, дорогой Максим Максимыч!

Ну как вы поживаете?» Слезы душат штабс-капитана, дружеское «ты» приходится заменить на «вы», Максим Максимыч в полном смятении — ему очень больно, рушатся его понятия о дружбе, его вера в память о былом приятеле.

«Я то не забыл ничего», — укором Печорину прозвучали слова Максима Максимыча, но стоит ли здесь укорять? На мой взгляд, Григорий Александрович и Максим Максимыч слишком разные натуры, поэтому крепкой дружбы между ними возникнуть не могло, но все же я считаю, что при всей своей сдержанности, Печорин тепло относится к Максиму Максимычу, ценит его; просто он относится к категории людей, которые прячут свои эмоции далеко в себя и не считают нужным высказывать своих чувств. Внутренний мир Печорина очень сложен: его не в состоянии постигнуть ни прекрасная «дикарка» Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч, который не понимает глубины страданий офицера после гибели Бэлы: «Его лицо ничего ни выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя.» И лишь потому, что Печорин был долго нездоров и исхудал, мы понимаем о подлинной силе переживаний Григория Александровича.

Прохладное отношение ко встрече со старым приятелем привело к тому, что Максим Максимыч стал упрямым и сварливым. Офицер-рассказчик догадывается, что поведение Печорина не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание следует обратить на глаза, которые не смеялись, когда смеялся он. «Это признак или злого права, или глубокой постоянной грусти.» Я считаю, что это, конечно, тоска.

Тоска по тому, что не находит Григорий Александрович достойного применения своим незаурядным способностям. Бесспорно, Печорин испытывает страх, к сожалению, не беспочвенный, а вполне обоснованный страх: он чувствует себя одиноким в этом мире, никому ненужным и абсолютно бесполезным, я бы даже сказал «маленьким», да, порой он ощущает себя именно «маленьким» из-за того, что нет применения его силы. В принципе, Григорий, вопреки собственным убеждениям, способен к искреннему, большому чувству, но его любовь очень сложна, как и все в нем. Так чувство к Вере с новой силой пробуждается лишь тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая его поняла, совершенно поняла! «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!» — признается он.

Загнав коня на пути в Пятигорск, Печорин «упал на траву и, как ребенок, заплакал». Вот она — сила чувств! Любовь его высока, но трагична для него самого и губительна для тех, кто его любит.

Поэтому я считаю, что Максим Максимыч в очередной раз недопонял Печорина.

Все же не стоило разочаровываться в силе и искренности дружеских отношений, просто Григорий Александрович слишком хорошо скрывает свои чувства, принося тем самым боль и отчаяние тем, кто его любит; на мой взгляд, это еще одна проблема, которая негативно влияет на его жизнь; он понимает это. Я согласен с Белинским, который решительно защищает Печорина: «Вы говорите, что он — эгоист? Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это?

Ответ на этот вопрос дает нам сам герой: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли…» В романе остается открытым вопрос о смысле жизни «Зачем я жил? Для кого родился?» А ведь, наверняка, эта цель существовала, и, верно, было его назначение, но он его просто не угадал.

На мой взгляд, и встреча Печорина и Максима Максимыча тоже имела свой определенный смысл. Несмотря на то, что штабс-капитан разочаровался в дружбе, все же в его душе, наверное, остались и светлые воспоминания об офицере. Своим романом автор хотел вывести молодежь на путь борьбы, говоря ей: «Как жизнь скучна, когда боренья нет!» Чтобы подчеркнуть типичность образа Печорина для России, Лермонтов называет свой роман «Герой нашего времени».

Спустя многие годы, это произведение не утратило своей актуальности, поскольку и сейчас на нашей земле живут подобные Печорину люди; и очень бы хотелось, чтобы чаще встречались такие люди, как Максим Максимыч: с широкой, доброй душой, способные на искреннюю дружбу и понимание.