Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Начальная школа детский сад «Ивушка»
Конспект урока русского языка на тему «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л»
Подготовила учитель-логопед
Мельникова Наталья Ивановна
Г. Новый Уренгой
ЦЕЛЬ: Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать словарь по лексической теме «День защитников Отечества».
ЗАДАЧИ: Образовательные:
Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков — , буквой ЭЛ;
Формировать умение различать звуки — по акустическим и артикуляционным признакам;
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое восприятие;
Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
Активизировать речевую деятельность детей по теме «День защитников Отечества»
Отработать навык подбора синонимов;
Закрепить правильное произношение звуков — в слогах и словах.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма и чувство гордости за Российскую армию.
Формировать желание быть сильными, смелыми, храбрыми и отважными.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
-Сядет тот, кто услышит свое имя…….
2. Артикуляционная гимнастика :
«Улыбочка» — Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. «Хоботок» — Вытягивание сомкнутых губ вперед.
«Улыбочка-хоботок» — Попеременно
Улыбайся народ, Потом губы — вперед! И так делаем раз шесть. Все! Хвалю!
Начало есть!
«Качели»
— Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку,
А сейчас качели вверх Тянем, тянем до небес. Вниз теперь их полет И никто не отстает.
«Вкусное варенье»
— Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу .
Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придется Будто нету других дел.
«Маляр»
— Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних зубов до мягкого неба.
Язычок наш — кисточка, небо — потолок. Белит небо кисточка за мазком мазок. Сделано немало, кисточка устала.
«Лошадка»
— Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Вот лошадка скачет ловко, У лошадки есть сноровка! Много, много в цирке лет, А ребятам всем — привет!
3. Знакомство с новой темой.
-Скажите, какой праздник мы отмечали 23 февраля?
-Кто такие Защитники Отечества?
-Какими качествами должны обладать эти люди? .
-Кто самый внимательный и скажет мне, какой звук есть в каждом слове: СИЛА, ЛОВКОСТЬ, СМЕЛОСТЬ
-Кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться?
-Характеристика Звука: Согласный, Звонкий, Может быть твердым, может быть мягким.
-Где находится язык, когда мы произносим звуки Л, ЛЬ?
-Знакомство с буквой Л.
4. Развитие фонематического слуха:
-Повторить звук Л столько раз, сколько я топну ногой, хлопну в ладоши, кивну головой, стукну рукой…)
Повтори слоги :
Ла-ла-ла — ля-ля-ля
Ло-ло-ло — ле-ле-ле
Лу-лу-лу — лю-лю-лю
Лы-лы-лы — ли-ли-ли
Повтори чистоговорки:
Ла-ла-ла — у самолета два крыла
Ло-ло-ло — сломано крыло
Лу-лу-лу — слава генералу
Лы-лы-лы — воины сильны
Ли-ли-ли — Танки в бой пошли
Лю-лю-лю — Родину люблю
Ле-ле-ле — Вертолеты вдалеке
5. Зрительная гимнастика.
-Сейчас мы с вами отправимся в полет на большом самолете. Проследить глазами его путь. Наша первая остановка называется «Сигнальщик»
6. Игра «Сигнальщик»
Цель: учить различать звуки — в словах по акустическим признакам.
Детям необходимо определить, какой звук твердый или мягкий находится в словах и поднять соответствующую картинку .
Слова: Самолет, солдат, крыло, вертолет, лодка, корабли, генерал, бинокль, причал, тельняшка, двигатель.
7. Игра «Кто это?»
Цель: развитие логического мышление, расширение словаря по теме «День защитников Отечества».
-Следующая наша остановка называется «Кто это?»
1.Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет?
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно весь народ?
2.Кто плывет на корабле?
Он не тоскует о земле.
Он с ветром дружит и волной
Ведь море-дом его родной.
Так кто ж, ребята, он такой
3.Самолет парит, как птица,
Там — воздушная граница.
На посту и днем и ночью
Наш солдат — военный…
4. Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы.
Та машина в поле чистом
Управляется…
-с парашюта прыгает……
-в разведку идет…..
-на вертолете летает….
-в десантных войсках служит….
8. Пальчиковая гимнастика.
Не допустят к нам войну
Защитят свою страну
Пограничник, вертолетчик
Врач военный и танкист,
А еще десантник, летчик,
Снайпер и артиллерист.
9. Остановка «Двойной противник.»
Цель: закрепить умение подбирать антонимы к словам.
— Нужно в словосочетании поменять оба слова на противоположные:
Холодная зима — теплое лето.
Длинный день — короткая ночь.
Грустный мальчик — веселая девочка.
Смелый друг — трусливый враг.
Горькая правда — сладкая ложь.
Маленький карлик — большой великан.
Правдивый мудрец — лживый глупец.
Скучное начало — интересный конец.
10. Остановка «Ребус»
Цель: развитие звукового анализа, закрепление умения составлять звуковую схему слова.
-Отгадать зашифрованное слово.
З | Г | Д | Е | Л | |
А | И | Ь | К | Л | Т |
М | Н | Е | С | Ц | Ъ |
С | П | Д | Ы | Я | Ж |
К | О | Л | У | К | Я |
Д | Ч | П | Ш | Т | О |
Первая буква слова находится в верхнем левом углу
Вторая — в нижнем правом углу
Третья — в верхнем правом углу
Четвертая — в нижнем левом углу
Пятая — под буквой, которая находится в верхнем левом углу
Шестая — под буквой, которая находится в верхнем правом углу.
-Какое слово получилось? Сделаем его звуковой анализ, разделим на слоги и поставим ударение.
Составить предложение с этим словом.
11. Итог занятия:
«Да или нет?» Я проверю, какие Вы внимательные! — Наша армия сильна? — Защищает мир она? — Мальчишки в армию пойдут? — Девочек с собой возьмут? — Стоит летчик на границе? — Он летает выше птицы? — Мы праздник с вами отмечали? — Мам, девчонок поздравляли? — Мир важней всего на свете? — Знают это даже Дети?