Образ Вронского в романе «Анна Каренина»

Как и сам автор романа — Л. Н. Толстой, так и сюжет его и каждый из главных героев сложны, психологически нестабильны и с течением времени изменяемы. Толстой, несмотря на свой консерватизм, высокую нравственность и склонность к морализаторству, старался быть по отношению к своим персонажам объективным и снисходительным. Не писал никого одним только цветом, а разводил в палитре множество оттенков.

На протяжении действия романа «Анна Каренина» герои развиваются , мыслят, живут. В особенности касается это души Левина, чувств Кити и образа Вронского.

Педантичный и внимательный к деталям, Лев Николаевич придирчиво и дотошно описывает Алексея Вронского: в начале романа, в середине и на последних страницах. Даже внешне молодой человек меняется кардинально, заметно и символично. В первых главах это плотного телосложения, розовощекий, румяный и белозубый бонвиван. Он наряден и щеголеват, подтянут и выглажен, статен, лих и доволен собой.

Кстати сказать, ни в одной из многочисленных киноэкранизаций романа не был Вронский ни «невысоким» ни «плотненьким-полненьким». Всегда он — красавец, бретер, стройный, как молодой ясень.

В центральной части романа Алексей изменился, причем — не в лучшую сторону. Он несколько поблек и потускнел, видимо, от переживаний, от навалившейся на него ответственности, от того, что выходы в свет стали редки и в соблазнители он уже не годился. Волосы Вронский отпустил, стал зачесывать за уши, закрывать увеличившуюся лысину, также отпустил и бородку. Толстой уже не описывает его нарядов, блестящих золотом пуговиц и ровных завидных зубов.

Автор, по-видимому, подчеркивает, что связь с Анной обернулась из светской легкой интрижки необычайно обременительной, глубокой и психологически сложной любовью, к которой наш герой был вовсе не готов.

На последних листах «Анны Карениной» перед читателями Вронский предстает отчаявшимся, постаревшим, застывшим. Глаза его не блестят в предвкушении всех жизненных благ, они полны страдания. Лицо будто бы «окаменело». Это опять-таки печать произошедших с Алексеем событий. Трудно было легкомысленному и оптимистически настроенному молодому военному пережить настоящую драму.

Не в таких традициях его воспитывали.

У Л. Н. Толстого есть склонность к классификации и противопоставлению героев друг другу в пределах одного художественного текста. Как персонажей мужского пола, так и женского. Это касается всех его крупномасштабных произведений, в особенности же — «Войны и мира» и «Анны Карениной». Здесь подобные «контры» достигают апогея, автором создаются многоугольники, в углах которых — главные и второстепенные герои, непременно сравниваемые по нескольким пунктам сразу.

Например: Кити Щербацкая и Анна Каренина. Начало романа — явно не в пользу Анны, особенно — сцены бала. Но Анна сравнивается и с княжною Тверской, перед которой имеет все возможные преимущества.

Также и Вронский Алексей. Два явных сравнения можно выявить в романе: С Левиным и с Карениным, мужем Анны. По всем статьям Вронский проигрывает обоим.

Он поверхностен и светсок. В нем нет подлинной искры интеллекта, как у Каренина, но нет и инстинктов, животного чутья, которым обладает Левин. Алексей Вронский — не глуп, не бесталанен, не пассивен. Наоборот — энергии и разнообразнейших желаний у него хоть отбавляй. Военный он блестящий, и многого смог бы добиться в карьере, если бы не пагубная его страсть к чужой жене.

Есть у него и артистические склонности, он недурной живописец, в Италии много рисовал и имел успех. Оказавшись «в ссылке» в собственном имении — стал заниматься его устройством и реформированием . Автор неоднократно подчеркивает: за что Вронский не взялся бы — все выходит у него ладно и удачно. Беда в другом: герой не может всей душой отдаться единственному делу, одной страсти. Любви ли, семье ли, общественной ли деятельности.

Он распыляется, он неглубок. И лишь в этом — его вина.

Во всем остальном Вронский — невиновен. Даже в самоубийстве возлюбленной, в котором автор его косвенно обвиняет. Алексей и представить себе не мог глубин души Анны, с которой делил постель. В этом плане Каренин понимал и ценил ее больше гораздо.

Был толерантен и внимателен. Но это — уже другая история.

Итак, А. Вронский был искренне влюблен, ни капли не лицемерен и готов жертвовать даже собственной карьерой, но все-таки недостоин той великой любви, которой одарила его Анна.