Хлебников Велимир Владимирович

Отец поэта, Владимир Алексеевич Хлебников, — ученый, один из организаторов Астраханского заповедника, «почитатель Дарвина и Толстого, большой знаток царства птиц, который изучал их целую жизнь» ; иметь, Екатерина Николаевна — за образованием историк. В семье было еще четверо детей: Борис, Екатерина, Александр и Вера. В Астраханской губернии Хлебников прожил к пятилетнему возрасту.

Детские впечатления стали толчком к его будущему интересу Востоком. В 1891 г. семья переехала на место новой службы отца — сначала в с. Пидлужне Волынской губернии, потом — в с. Памаево, что неподалеку от Симбирска. В Симбирске Хлебников вступил в третий класс гимназии, жил на частной квартире.

В 1898 г. Хлебников переехал в Казань. Культурная атмосфера в семьи оказывала содействие быстрому интеллектуальному и духовному развитию будущего поэта. Для воспитания детей родители приглашали талантливых преподавателей.

Хлебников изучал иностранные языки, занимался рисованием. Улитку 1903 p., после окончания гимназии, Хлебников отправился с геологической экспедицией в Дагестан, в сентябре вступил на математическое отделение физик-математического факультета Казанского университета. В конце того самого года за участие в студенческой демонстрации его арестовали, и Хлебников месяц провел в тюрьме. Вскоре после освобождения он поновився в университете, но уже на естественное отделение, а с 1908 до 1911 г. — студент Петербургского университета, которого, правда, не закончил.

В эти года Хлебников познакомился с известными деятелями литературы и искусства, посещал знаменитую в художественной жизни Петербурга тех лет «башню» В. Иванова.

Первая публикация Хлебникова в столице — «крикливый призыв к славянам» в газете «Вечер». В № 9 за 1908 г. в журнале «Весна» был опубликованный стих в прозе «Соблазн грешника» . Тогда же установились дружеские отношения Хлебникова с молодыми литераторами и художниками.

Вместе с тем поэт-начинающий интенсивно работал над вычислением «законов времени», оформлением теории «высокомерного языка», «словотворчества».

Вдоль 1908-1909 pp. Хлебников создал поэмы «Марина Мнишек» , «Внука Малуши» , «Медлум и Лейли» , драму-сказку «Снижимочка» , стихе, прозаические фрагменты, статьи и ряд экспериментальных произведений. В 1910 г. Хлебников стал участником первых футуристических сборников «Садок судей» и «Студии импрессионистов», создал поэмы «Журавль» , в котором, акцентируя внимание на разногласии между цивилизацией и природой, изображает «восстание вещей» и переход власти в городе к исполинскому журавлю, который образовался из подъемного крана, «Змей поезда» , где продолжена тема «Журавля»: изображен фантастический поезд-змей, который пожирает людей. В драме «Маркиза Дезес» действие происходит на выставке живописи: все мертвые вещи, картины и статуи оживают, а люди, наоборот, каменеют, становятся мертвыми статуями.

В 1913 г. вместе с А. Кручених Хлебников написал статью «Слово как такое» , в которой обосновал теорию «самоценного» слова.

Возражая зависимость русского футуризма от итальянского, Хлебников предложил использовать термин»будетлянство» как название направления . Хлебников часто переезжал из места на место. Жил в Петербурге, Москве, Харькове, близ Херсона. В апреле 1916 г. его призвали на военную службу рядовым запасного полка в Царицин, а потом перевели в пехотный полк под Саратов.

Следующего года, получив п’ятимисячну отпуск, Хлебников поехал через Харьков и Москву в Петроград.

Выдал «Призыв Глав Земного шара» — декларацию глобального возражения государств и наций у имени космической судьбы человечества. Октябрьскую революцию Хлебников встретил в Петрограде, гордясь, что в своих числовых «пророчествах» высчитал год, когда она состоится. Из 1920 г. поэт поселился в Харькове, где были написанные «Война в мышеловке» ; поэмы «Ладомир» , «Азы из Узы» — своеобразную мифопоетичну панораму Азии, в которой поэт искал истоки будущего объединенного и уволенного человечества и др.

В апреле того же года в городском театре Харькова состоялось «карнавально-шутовское» избрание Хлебникова «Главой Земного шара» при участии имажинистов. В конце