«Песня про купца Калашникова» краткое содержание по главам произведения Лермонтова

Начинается поэма с обращения к царю Ивану Васильевичу Грозному. Именно для него была сложена эта песня. Гусляры сложили ее на старинный лад, чтобы бояр потешить, но и правду сказывать о купце Степане Калашникове.

I

В царских палатах Кремля сидит Иван Васильевич в окружении своих верных опричников. Рядом князья да бояре, и всем предлагает царь испить вина из золоченого ковша. Вдруг он замечает, что один из его любимцев, Кирибеевич, в ковше усов не мочил, а голову на грудь повесил — думу тяжелую думает.

Разгневанный государь стал укорять своего верного слугу: дескать, неприлично ему, выходцу из рода Скуратовых, царской радостью гнушаться. Стал допытываться царь о причине такого поведения своего верного опричника. Он предположил, что у него сабля затупилась, казна закончилась или его побил купеческий сынок.

Отвечает ему Кирибеевич, что не сыскался пока такой человек, способный противостоять его силе. А после поведал любимый опричник, что много на Руси красавиц, готовых удостоить его своим вниманием и любовью, но есть одна, прозывается Аленой Дмитриевной, кто не смотрит в его сторону и даже полосатой фатой закрывается. И хотя родилась она в семье купеческой, достоинством и красотой превзойдет любую царицу. И признался Кирибеевич, что, когда он видит ее, «руки сильные» опускаются», а «очи буйные» помрачаются.

Просит Кирибеевич отпустить его на вольное казацкое житье, ведь лучше сложить буйну голову, чем так мучиться от безответной любви.

Рассмеялся тогда Иван Грозный и предложил свой перстенек яхонтовый взять и вместе с жемчужным ожерельем отправить полюбившейся красавице со свахой. Только скрыл Кирибеевич одну деталь: Алена Дмитриевна уже давно венчана в церкви божией с молодым купцом.

II

У себя в лавке торгует купец Степан Парамонович Калашников. Но не задался день у него: в лавку его покупатели не заходят, а дома, несмотря на поздний час, нет до сих пор молодой жены Алены Дмитриевны. Старая работница Еремеевна говорит, что его жена пошла к вечерне в церковь, но до сих пор не вернулась.

Малые детушки «плачем плачут, не унимаются», так как матери все нет.

Призадумался Степан, а тут в сенях дверь хлопнула, и явилась перед ним его красавица-жена бледная, простоволосая, глаза смотрят, как безумные, а уста шепчут слова непонятные. Строго вопрошает муж, где его жена «гуляла-пировала», а потом грозится упрятать ее «за железный замок», «за дубовую дверь окованную». Задрожала Алена Дмитриевна, испугалась слов несправедливых и рассказала, что, когда возвращалась из церкви, догнал ее молодой человек, представился верным слугой царя Ивана Грозного, Кирибеевичем, сулил ей подарки дорогие хотя бы за поцелуй.

Сам же принялся целовать ее на глазах у соседушек. Со слезами рассказала мужу все Алена Дмитриевна в надежде, что защитит он имя ее честное, ведь нет у нее давно ни отца, ни матери.

Позвал Степан младших братьев и сказал, что выйдет на кулачный бой. Если же погибнет, просил братьев своих отстоять честь семьи и имени. Обещали братья выполнить наказ старшего брата, который им заместо отца был.

III

Когда над Москвой-рекой заря алая поднималась, собирались на кулачный бой «удалые бойцы московские», чтобы отца-батюшку потешить: он готов наградить победителя, а проигравшего Бог простит. Вышел удалой молодец Кирибеевич, в пояс царю поклонился, скинул с плеч шубу бархатную и замер в ожидании противника. Трижды «громкий клик прокликали», но никто не решался выйти на бой с таким силачом.

Но уже в следующую минуту вышел из толпы Степан Калашников. Снисходительно спрашивает Кирибеевич, кто он есть таков, какого роду-племени, чтобы знать, «по ком панихиду служить». Честной купец говорит, что зовут его Степаном, что родился он от честного отца, жил «по закону господнему» и не позорил чужой жены, поэтому панихиду будут точно петь по одному из них, ведь для него это последний бой.

Побледнел Кирибеевич, но не отступил, а сойдясь, первым ударил купца, да так, что грудь молодецкая затрещала, а медный крест погнулся и вдавился в грудь. Пошатнулся Степан Парамонович, но устоял на ногах, а потом изловчился и ударил «своего ненавистника» прямо в левый висок. Молодой опричник застонал, а потом упал замертво, «будто сосенка во сыром бору».

Осерчал тогда сильно Иван Грозный и стал допрашивать купца, зачем он убил его любимого опричника. Не признался Калашников в истинной причине своего поступка: сказал, что готов принять смерть от царя, а рассказать может только Богу. Попросил лишь не оставлять его малых детушек, молодую вдову да младших братьев.

Обещал Иван Грозный сирот и вдову из царской казны содержать, а братьям велел торговать по всей Руси «безданнно-беспошлинно».

Загудел тогда колокол на всю площадь, возвещая о готовящейся казни. Простился Степан с братьями своими меньшими и наказал им Алене Дмитриевне кланяться и передать, чтобы меньше печалилась и детям о нем ничего не рассказывала. Попросил также молиться в церкви божией за его душу грешную.

И казнили Степана Калашникова «смертью лютою, позорною», а голова в крови его скатилась с плахи. Похоронили купца не на кладбище , а «промеж трех дорог», над его безымянной могилой бугор земли насыпали и крест кленовый поставили. Но не забыл русский народ своего героя: старики у могилки крестятся за помин души, девушки жалеют молодца, а гусляры складывают о нем правдивые песни.