Краткое изложение повести Ульриха Пленцдорфа «Новые страдания юного В.»

В 70-е гг. в литературе усиливается внимание к особенностям индивидуальных характеров и судеб, к нравственной стороне отношений личности и общества. В связи с этим возрастает интерес к опыту отечественной классики в отображении внутреннего мира личности. Писатели подчас вводят в свои произведения образы и мотивы литературы прошлого, как бы вступая в диалог со своими предшественниками. На диалоге такого рода построена повесть Ульриха Пленцдорфа «Новые страдания юного В.» , посвященная исканиям молодежи.

Название повести недвусмысленно указывает на связь с традициями романа Гете «Страдания юного Вертера».

В судьбе героя повести, Эдгара Вибо, есть немало схожего с судьбой Вертера. Эдгар, как и Вертер, живет вдали от родного дома и строит свою жизнь сам; он, как и Вертер, находится в конфликте с окружающими людьми и чувствует себя одиноким; подобно Вертеру, он влюбляется в девушку, присматривающую за малышами ; девушка эта, как и гетевская Лотта, выходит замуж за другого, более благополучного, но и более прозаичного человека; наконец, Эдгар, как и Вертер, неожиданно погибает, правда не в результате самоубийства, а вследствие несчастного случая. Дистанция между Германией конца XVIII столетия и Германской Демократической Республикой выявляется в дистанции между героем Гете и современным юношей.

Гете назвал страдания Вертера «болезнями века». Одиночество его героя было порождено бесправием третьего сословия в условиях феодальной Германии, его самоубийство было актом протеста, защиты своего человеческого достоинства. Одиночество Эдгара — следствие не социального, а нравственного неблагополучия. Его отец давно оставил семью, мать очерствела за годы одинокой жизни и не может найти общего языка с сыном. Жажда самоутверждения принимает у Эдгара болезненные формы.

Он бежит из дому, бросает школу, решив идти «своим путем», бунтует против всех и вся и в то же время все сильнее тянется к людям, к товарищам по бригаде , к милой молодой женщине, угадавшей, что в нем много хорошего, хотя оно еще порой и скрыто. Эдгар погибает нелепо, отчасти вследствие упрямства, из стремления действовать в одиночку. Он изобретает новый распылитель краски, которым хочет порадовать бригаду, и принимается делать его сам.

Но, имея о физике самое приблизительное представление , он соединяет провода так, что получается короткое замыкание, оказавшееся для него роковым.

Повесть написана в форме расследования причин гибели героя. Отец Эдгара, не удосужившийся познакомиться с собственным сыном при его жизни, теперь расспрашивает о нем его мать, учителей, товарищей по бригаде. Каждый представляет себе Эдгара по-своему и по-своему толкует причины его гибели. Но в дискуссию — волей автора — включается сам Эдгар: повествование продолжается от его имени.

Рассказывает он очень откровенно, с мальчишеским максимализмом в оценках и самооценках, очень критично по отношению не только к другим, но и к себе, на молодежном жаргоне, скрывая за внешней лихостью ранимость и чувствительность. В этом его рассказе раскрывается живой и неоднозначный характер подростка — самолюбивого, уязвимого, но доброго и чуткого. Важную линию повествования составляют размышления Эдгара о Вертере.

Эдгар рассказывает, что однажды ему попала в руки кем-то брошенная растрепанная книжка без начала и конца. Он начал ее читать от нечего делать, не зная ни имени ее автора, ни заглавия. Поначалу душевные тревоги и заботы Еертера оставались ему чужды, он казался себе далеким от подобных сентиментальных настроений. Но постепенно Вертер становится ему духовно близким.

Эдгар начинает чувствовать, что его собственные переживания нередко почти совпадают со страданиями Вертера, хотя страдания Эдгара «новые» и причины их во многом другие.

Разница между Вертером и Эдгаром велика, и Пленцдорф подчеркивает это разными способами, в том числе стилистически, заостряя контраст между письмами юноши 70-х гг. XVIII в. и признаниями юноши 70-х гг. ХХ-го. Лексика молодежного жаргона, отрывочные фразы Эдгара совсем не похожи на ясный, гармонически плавный язык Вертера.

Однако душевная чуткость и стремление к человеческому самоутверждению сближают этих юношей, разделенных двумя столетиями. В ГДР, социалистической стране, где нет угнетения человека человеком, есть все условия для свободного развития личности. Но это не значит, что в жизни людей этой, как и любой другой социалистической страны, кет противоречий и не бывает драматических ситуаций.

Они бывают и у молодых, и у немолодых, потому что без противоречий не может быть жизни, не бывает развития.