Глава 1
В уездном городе Миргороде живут два соседа-дворянина, уважаемые люди. Рассказчик восхищается бекешей Ивана Ивановича. Дом Ивана Ивановича со всех сторон окружен навесами на дубовых столбах, под навесами скамейки. Перед домом яблони и груши.
В саду плодовые деревья и огород.
Иван Иванович прекрасный человек, он любит дыни, ест по две штуки.
Дом его похож на тарелку с блинами или на губки, нарастающие на дереве, потому что к нему со всех сторон пристроены сени.
Иван Иванович прекрасный человек, его знает полтавский комиссар, и протопоп приводит его в пример как исполняющего христианский долг и умеющего жить.
Более десяти лет назад Иван Иванович овдовел. Детей у него не было. Дети есть у ключницы Гапки, девки здоровой; Иван Иванович дает им гостинцы.
Иван Иванович богомольный человек. В церкви он подпевает басом на крылосе. После службы природная доброта понуждает его поговорить с нищими, расспросить их о нуждах и отпустить с богом.
Затем обычно Иван Иванович заходит выпить рюмку водки к соседу Ивану Никифоровичу, судье или городничему. Любит подарки или гостинцы.
Очень хороший человек также Иван Никифорович, сосед Ивана Ивановича и такой приятель с ним, будто их черт связал веревочкой.
Иван Никифорович не был никогда женат. Хотя ходят слухи, что он женился, поговаривают также, что он родился с хвостом.
Приятели не очень между собой похожи. Иван Иванович говорит приятно, как сон после купания, Иван Никифорович словцо лепит, как бритвой бреет. Иван Иванович высокий и худой, Иван Никифорович ниже и толще.
Иван Иванович боязлив, у Ивана Никифоровича, напротив, шаровары в широких складках. У них непохожие лица. Зато оба не любят блох.
И оба прекрасные люди.
Глава 2
В июле утром Иван Иванович лежал под навесом. С утра он успел побывать за городом у косарей, так что устал и отдыхал. Он думал о том, какой хороший он хозяин, все у него есть.
В это время у соседа во дворе тощая баба проветривала залежалое платье. Кроме одежды, баба вынесла шпагу, седло и ружье.
Иван Иванович захотел себе это ружье и пошел к другу. Иван Иванович перешел двор, который покрывала тень от платьев. Иван Никифорович лежал на ковре безо всего. Иван Иванович попросил отдать ему ружье, ведь Ивану Никифоровичу не пристало с его фигурой бегать по болотам с ружьем. Иван Никифорович не согласился отдать, потому что это защита от разбойников.
Иван Иванович предложил поменяться на бурую свинью, потом к свинье прибавил два мешка овса, но Иван Никифорович стал чертыхаться и отказался. Тогда Иван Иванович сказал, что Иван Никифорович носится с ружьем, как дурень с писаной торбой, а Иван Никифорович назвал Ивана Ивановича гусаком. Иван Иванович обиделся и пообещал, что ноги его не будет в этом доме.
На это Иван Никифорович велел бабе и мальчику в неизмеримом сюртуке вывести бывшего друга за дверь и грозился побить морду, если тот ему попадется. Иван Иванович выставил в ответ кукиш.
Глава 3
«Два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода», поссорились. Иван Иванович не мог заниматься обычными делами. К вечеру он успокоился и хотел пойти к соседу, но вспомнил о ссоре. То же случилось и с Иваном Никифоровичем. Друзья бы быстро помирились, но к Ивану Ивановичу вечером приехала Агафия Федосеевна.
Она не была родственницей Ивана Ивановича, но, приезжая, брала его дом в свои руки. Она шушукала, пока Иван Иванович и слышать не захотел о друге.
Вскоре Иван Никифорович построил хлев на месте перелаза. Иван Иванович едва дождался ночи и подпилил три дубовых столба под хлевом, так что тот рухнул. Весь следующий день Иван Иванович боялся, что Иван Никифорович подожжет его дом.
Наконец он решил подать прошение в миргородский поветовый суд.
Глава 4
Поветовый суд отличался от других строений Миргорода: он был не выбелен, а выкрашен красной краской, и крыша у него была деревянная, но не выкрашенная, потому что масло для краски съели, приправив луком. Восемь окошек выходили на знаменитую лужу. В присутствии судья с губами под самым носом рассуждал о певчем дрозде, а секретарь читал подряд дела.
Пришел Иван Иванович, которого судья угостил двумя чашками чая, причем тот соглашался пить только с четвертого раза.
Судья был потрясен ссорой друзей и велел секретарю читать просьбу. В прошении Иван Иванович обвинял Ивана Никифоровича в том, что тот назвал его гусаком, перенес гусиный хлев против его крыльца, захватив землю соседа. Третье обвинение состояло в том, что Иван Никифорович собрался произвести поджог, потому что стал чаще обычного выходить на улицу и в людской его долго горит свеча.
Иван Иванович требовал заковать преступника и посадить в городскую тюрьму. Судья предлагал забыть ссору, выпить и помириться. Но Иван Иванович прошение не забрал и ушел. Тут же пришел Иван Никифорович, застрял в дверях, так что пришлось открывать вторую створку. Иван Никифорович принес просьбу, в которой обвинил Ивана Ивановича в том, что тот изрубил его хлев, что покушался на его жизнь, пытаясь выманить ружье.
Иван Никифорович назвал бесчестным соседа и его родню и просил заковать его в кандалы, лишить чинов и дворянства, избить и отправить на каторгу в Сибирь.
Оба прошения были приняты, но бурая свинья схватила прошение Ивана Никифоровича и убежала.
Глава 5
Иван Иванович управился с хозяйством и вышел полежать под навесом. В это время пришел городничий и, поговорив о своем героическом прошлом, приступил к сути дела. Бурая свинья Ивана Ивановича утащила важную казенную бумагу. Свиньям же запрещено прогуливаться на улице.
На это Иван Иванович возразил, что свинья — тоже творение божье, и отказался представить ее в полицию как нарушителя порядка.
Тогда городничий попросил из нее хотя бы парочку колбас и получил согласие. Городничий не смог выполнить общественное поручение — примирить друзей.
Глава 6
На другой день весь Миргород знал, что бурая свинья Ивана Ивановича утащила просьбу Ивана Никифоровича. Агафья Федосеевна подговорила Ивана Никифоровича написать прошение, для этого нашла «совершенную приказную чернильницу», «небольшое подобие человека». Эта личность написала бумагу о том, что свинья была подущена Иваном Ивановичем, а миргородский суд в том потворствовал.
Иван Никифорович требовал взыскать со свиньи и с соседа свою просьбу и принять по ней решение по справедливости в его пользу, иначе он подаст жалобу на суд в палату.
Судья был робок, поэтому прежде решил приятелей помирить, но, не добившись успеха, дал делу ход и положил правильно оформленную бумагу в шкаф, где она пролежала больше двух лет.
Городничий давал ассамблею , на котором другой Иван Иванович, кривой на один глаз, не обнаружил Ивана Никифоровича и, узнав о причине его отсутствия, решил помирить товарищей, столкнув их. Решили послать за Иваном Никифоровичем Антона Прокофьевича Голопузя. Антон Прокофьевич был человеком хитрым и придумал, как помирить соседей.
Но на нем были панталоны, в которых его собаки кусали за икры. Он громко кричал, но одна собака успела его укусить, прежде чем ее отогнали.
Глава 7
Антон Прокофьевич соблазнял Ивана Никифоровича отличной компанией, осетриной и икрой, но тот идти не хотел. Тогда Антон Прокофьевич добился своего, сказав, что Ивана Ивановича у городничего нет. Когда Иван Никифорович приехал в собрание, Иван Иванович действительно вышел.
Общество было увлечено едой, как вдруг Иван Иванович и Иван Никифорович увидели, что сидят друг против друга. Их лица окаменели. Все присутствующие «онемели от внимания».
Но соседи продолжали есть, не глядя больше друг на друга. После обеда городничий стал подталкивать Ивана Ивановича, а Иван Иванович кривой — Ивана Никифоровича. Но городничий не справился с ногой, которую ему прострелили во время последней кампании. так что толкнул Ивана Ивановича на даму в красном. Его место занял судья, все их обступили, и соседи готовы уже были помириться, но Иван Никифорович при всех повторил, что назвал Ивана Ивановича гусаком.
Иван Иванович «выбежал в ужасном бешенстве». Он вынул из сундука дедовские карбованцы и заплатил чернильным дельцам, после чего дело было перенесено в палату. Иван Иванович вышел из дому только после того, как получил известие, что дело решится завтра.
Такую бумагу он получал каждый день на протяжении десяти лет.
Рассказчик пять лет тому назад приехал в Миргород, в котором не был 12 лет. Судья и Иван Иванович кривой к тому времени уже умерли. День был дождливый. В церкви рассказчик встретил бывших друзей, оба были уверены, что дело их разрешится в ближайшее время в их пользу.
Рассказчик уехал из Миргорода, охваченный скукой и тоской.