Первая часть романа «Иметь и не иметь»

Первая часть романа «Иметь и не иметь» — не более, чем частный эпизод, содержащий, однако, предпосылки для дальнейшего развития действия. Здесь повествование ведется от первого лица, так как сфера действия еще не включает ничего такого, чего Морган не мог видеть или делать сам. Линия Синга там, где он не общается с рассказчиком, закономерно прерывается, так как оказывается сюжетно лишней. Но контраст Морган — Джонсон незаметно окрашивает весь эпизод. Если для героя речь идет о жизненной необходимости, то для Джонсона — только о развлечении, о необязательном удовольствии. «Раз это не весело,- говорит Джонсон,- зачем это делать?»

За этой фразой кроется контраст характеров. Хемингуэй непрерывно подчеркивает умение, профессионализм Моргана, противопоставленные любительской неловкости Джонсона. Морган испытывает досаду из-за того, что рыба, за которую настоящий рыбак отдал бы год жизни, упущена, а Джонсона это даже не огорчает. Смысл рыбной ловли в Гольфстриме в том, что она, помимо умения, требует выносливости, стойкости, даже силы характера, а Джонсон, в отличие от Моргана, этими привлекательными чертами не обладает. Он искал легкого развлечения, мужское дело ему не по плечу. Все симпатии читателя, естественно, на стороне Моргана, но писателю этого мало и, уже выведя Джонсона из игры, он придает эпизоду социальное звучание. Противопоставление богатых бедным углубляется во второй части.

К утрате Морганом лодки непосредственно привело то, что Фредерик Гаррисон, важная вашингтонская «шишка», решил позабавиться. Это уже не безликий мистер Джонсон, а один из тех, кто издает законы, поставившие Моргана в положение отщепенца. Здесь контраст резко усиливается. Раненый Морган, напрягая последние силы, сбрасывает контрабандный груз за борт, а Гаррисон и его секретарь пытаются захватить преступника поневоле. Здесь Хемингуэй показывает характерную для персонажей систему мышления. Капитан Уилли, лодку которого зафрахтовали на день для рыбной ловли, говорит своим пассажирам: «У него семья, и ему нужно самому кормиться и ее кормить. Вас-то кто кормит? Не тс ли самые, что работают на правительство здесь, в Ки-Уэст, за шесть с половиной долларов в неделю?»

По па этот достаточно резкий вопрос не следуп никакого ответа именно потому, что Гаррисон и его спутник не в состоянии стать на такую точку зрения. То, что для героя романа является вопросом жизни и смерти, для них лишь увлекательное развлечение. Так автор заостряет линию, намеченную в эпизоде с Джонсоном.

Действие на лодках Моргана и Уилли проходит одновременно, что еще более подчеркивает противопоставление. Здесь объективность повествования обусловлена самим характером происходящего и непосредственно связана с углублением контраста и расширением масштабов картины. Все же и в этой части романа еще нет достаточного материала для больших обобщений. Богатые представлены отдельными лицами, да и за фигурой Моргана социальный фон скорее угадывается, чем дается в своей реальности. При естественном переходе к третьей части нарастает напряжение, готовится высшая фаза трагедии. Морган не пошел бы на авантюру с Син-гом, если бы не бесчестный поступок Джонсона, не стал бы перевозить контрабанду, если бы его не вынудили обстоятельства, наконец, не предпринял бы смертельно рискованное дело, если бы встреча с Гаррисоном не привела к утрате лодки. В третьей части романа трагедия завершается и контраст, проводимый на этот раз и вглубь, и вширь, принимает окончательную, обобщенную форму.