Очерк о творчестве Владимира Маяковского

Творчество В. Маяковского до сих пор остается выдающимся художественным достижением русской поэзии начала XX ст. Как и Ахматова, Маяковский стал связующим звеном между «серебряным веком» русской поэзии и советской эпохой ее развития. Фигура неоднозначная в мировой литературе. Свой творческий путь поэт начинал с бунта против старого мира. Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893 г. в грузинском поселке Багдади в семье лесника. Мать была родом из херсонских крестьян. Это и дало повод поэту со временем писать о своем происхождении:
Я с деда-прадеда — казак,

С другого — сечевик, А в Грузии — жить начинал.

С 1902 года учился в местной гимназии, а потом в Москве, куда семья переехала после смерти отца. В 15-летнем возрасте оставил обучение и начал революционную деятельность, за которую трижды оказывался за решеткой. В 1911 году вернулся к обучению в Московском училище живописи, скульптуре и архитектуре. Тогда же примкнул к футуристам. Авангардисты, в том числе и В. Маяковский, рассматривали свое творчество как эстетичную революцию — аналогию революции социальной. Поэтому наследие поэта отмечается активным новаторством в области поэтического языка, системе стихосложения, жанров. Свои стихи он нередко называл «ступенями в будущее». Поэт отдался разрушительной революционной стихии с увлечением. Во времена гражданской войны (с октября 1919 г.) работал в «Окнах сатиры РОСТА» (Русское телеграфное агентство), рисовал ночами плакаты и писал короткие стихи к ним, чтобы утром в окнах магазинов люди прочитали:

Культура — Коммуна! Строители — мы!

Произведения первых лет революции (поэма «150 000 000 «, пьеса «Мистерия-буфф», стихи «Левый марш», «Ода революции», «Наш марш») пронизаны верой в победу идей нового общества, построенного по законам братства и справедливости:

В наступление отправляйся лавой! С небом за счастье земли воюй! Кто там ступает правой? Левой!
Левой!
Левой!

В. Маяковский считал себя агитатором, который не противостоит толпе, а является его частицей, рабочим, ее голосом. Новая волна патриотизма охватила поэта после путешествия в страны Запада. Начиная с 1922 г. он девять раз пересекал границу СССР. Германия, Франция, Мексика, Америка вызвали у поэта антагонистические чувства: он осуждал наживу, эксплуатацию, расизм. Техническая вооруженность, чудеса архитектуры Америки лишь подчеркивали разногласия буржуазного мира, которое нашло проявление в стихах «Небоскреб в разрезе», «Бродвей», «Блек энд уайт». Первое произведение «Ночь» (1912) было напечатано в сборнике «Пренебрежение общественных вкусов» — поэтическом манифесте русских футуристов, которые провозгласили себя творцами искусства будущего и возразили все, что было создано в прошлом.

Новая культура возникла на руинах старой культуры, старой морали, старого общества. Бунт против всего привычного отвечал характеру молодого В. Маяковского, могущественная натура искала новых идей и необыкновенных художественных форм. Футуристическую философию возражений и борьбы поэт воспринял как программу собственной жизни и творчества.

Одетый в желтую кофту или пиджак апельсинового цвета, он читал свои стихи. В стихах периода 1912-1916 годов («Нате!», «Вам», «Послушайте!», поэмах «Облачко в штанах», «Война и мир») звучал вызов старому миру, поэт предъявлял обвинение толпе в бездуховности, пассивности, безразличии, призывал к борьбе. Под влиянием революционных идей безликая толпа как символ мещанской старой жизни приобрела черты классового врага — эксплуататора трудящихся масс, а сокращенно — буржуа. Накануне октябрьских событий 1917 года Маяковский написал строки, которые стали народной частушкой:

Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй!

Недавно стало известно, что в последние годы жизни В. Маяковский начал сознавать принудительный, искусственный характер своих произведений. В черновиках было найдено горькое признание, что он «стал на горло собственным песням». В ответ на свою поэму «Хорошо!» собирался писать новую — «Плохо!». Гиперболизм мировосприятия поэта помогал ему в творчестве, но мешал в жизни. Он стремился к великой вере, всемирному признанию, космической любви. В истории рядом с его именем упоминается Лилия Брик.

Именно ее поэтическое имя рифмовал В. Маяковский, именно ей посвятил он большинство своих произведений, это ее инициалы, будто умышленно для тонкого поэтического слуха В. Маяковского, складывались в слово Люблю. Они познакомились летом 1915 г. К тому времени Л. Брик состояла в браке, что усложняло их взаимоотношения. Выход из пикантной ситуации В. Маяковский и Брики нашли непривычный: согласились на «любовный треугольник» и создали новую семью. Иосиф Брик, который очень любил жену, избрал себе роль друга и руководителя. Кстати, именно он первый начал изучать стихосложение поэта, помогал ему.

Советская критика замалчивала семейную жизнь В. Маяковского, считая, что она компрометирует поэта. Но сейчас это является попыткой ответить на вопрос: «Чего больше в семейном союзе В. Маяковского и Бриков — настоящего чувства или футуристической декларации?». Много фактов свидетельствуют о настоящей нежности и доверии в их отношениях. Лилию Брик поэт называл своей единственной женщиной, несмотря на то, что в его жизни появлялись и другие увлечения. Позднее творчество Маяковского, под которым принято понимать творчество советского периода, в плоскости формальных поисков и художественных произведений в целом не уступает ранним стихам, тогда как содержание сегодняшних поэзий фактически сливается с пропагандой идеологических лозунгов правящего режима.

Дальнейшая судьба Маяковского сложилась трагически. Несмотря на свой статус пролетарского поэта, членство в ЛЕФИ (Левый Фронт Искусств), а потом и в наиболее радикальной литературной группировке РАПП (Русская ассоциация пролетарских поэтов), Маяковский постепенно попадает в литературную, а дальше и идеологическую изоляцию. Драматизм положения Маяковского вызвал глубокий душевный кризис, следствием которого стало самоубийство. Его смерть всколыхнула страну и вызвала значительный общественный резонанс, но в течение пяти последующих лет имя поэта было практически вычеркнуто из литературы.

И лишь в 1935 году, после известной резолюции Сталина «Маяковский был и остается лучшим, самым талантливым поэтом нашей советской эпохи…», поэт был реабилитирован, а в дальнейшем и канонизирован как виднейший из советских поэтов. Большая заслуга Маяковского как поэта заключается в том, что он выступил как настоящий реформатор поэтического языка и форм ритмической организации русского стиха. Значимость этих новаторских преобразований может быть сопоставлена с теми реформами, которые в свое время осуществили в русской поэзии В. Тредиаковский и М. Ломоносов в XVIII ст. и Некрасов в XIX ст.