Первые произведения Гюго на страницах «Литературного консерватора»

По окончании коллежа Гюго живет с братьями у матери, поддерживающей его литературные наклонности и помогающей своими советами делать первые шаги на избранном пути. В декабре 1819 года Гюго начинает выпускать журнал «Литературный консерватор» («Ле Консерватер литтерер»). Его название, взятое в подражание «Консерватору» Шатобриана, говорило как о политической, так и о литературной направленности издания. Публикуемые здесь произведения свидетельствуют о роялистских, монархических симпатиях Гюго.

В феврале 1820 года в журнале появляется ода «На смерть герцога Беррийского», снискавшая начинающему поэту благоволение двора, что побудило его к новым опытам в области официальной поэзии, вошедшим затем в первую книгу стихов Гюго «Оды». На страницах «Литературного консерватора», который просуществовал до марта 1821 года, Гюго выступает не только как поэт, но и как литературный, театральный и художественный критик, а также романист (первая редакция романа «Бюг Жаргаль», июнь 1820 года). Молодой поэт завязывает литературные знакомства, становится вхож во влиятельные салоны, в частности в салон Эмиля Дешана, где много говорят о новом литературном течении — романтизме.

В это же время Гюго охвачен сильным чувством к Адели Фуше, дочери старых друзей его семьи, но браку противятся как мать Гюго, которая не может забыть участия отца Адели, по долгу службы, в процессе Лагори, так и семья Фуше, с точки зрения которой у молодого человека нет прочного положения в обществе. После смерти матери (в июне 1821 года), причинившей Гюго большое горе, и назначения ему ежемесячной пенсии от двора в 1000 франков по выходе в свет в июне 1822 года книги «Оды» препятствий к женитьбе не стало и 12 октября 1822 года состоялось его бракосочетание в парижской церкви Сен — Сюльпис.

Книга «Оды» (полное название — «Оды и Различные стихотворения») принесла Гюго королевскую пенсию, но отнюдь не общественное признание. Даже роялистская пресса хранила долгое время молчание в связи с выходом сборника: настолько неубедительны и внутренне холодны были славословия династии Вурбонов, к которым сводится содержание большинства од (в книге, кроме политической, были представлены историческая и личная темы, а также размышления о поэзии и дань моде — фантастика). Стихотворения сборника проникнуты неприятием просветительской философии XVIII века и подготовленной ею революции, в них воспевается контрреволюционное Вандейское движение, в резко отрицательном свете дается фигура Наполеона («Он лишь палач, он не герой»). Подобно остальным реакционным романтикам, Гюго здесь прославляет и идеализирует средневековье, дореволюционную феодальную Францию (стихотворение «Траурная перевязь»).

К литературным дебютам Гюго относятся и два его ранних романа — «Бюг Жаргаль» (1820) и «Ган Исландец» (1823). Роман «Бюг Жаргаль» впервые был опубликован в журнале «Литературный консерватор» в 1820 году, а в 1826 году выпущен отдельным изданием в переработанном виде. В нем проявились как роялистские, так и гуманистические симпатии молодого писателя. Действие романа происходит в 1791 году на острове Сан-Доминго, бывшем в то время французской колонией. Здесь вспыхивает восстание чернокожих, во главе которого стоят кровожадный и вероломный Жан Биассу и благородный, великодушный Бюг Жаргаль, невольник королевской крови. Вюг Жаргаль любит дочь своего господина, но приносит себя в жертву, спасая ее жениха Леопольда д’Овернье. Роман насыщен различными невероятными ситуациями и ужасами в духе «готического» романа, в нем дает о себе знать отрицательное отношение юного Гюго к французской революции, однако ощутимы и его симпатии к угнетенным неграм, сочувствие к их страданиям. Интересен в романе и образ слуги Леопольда Габибры как первая наметка проходящего через творчество Гюго образа урода (Ган в «Гане Исландце», Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери», Гуинплен в «Человеке, который смеется»); правда, в отличие от последующих модификаций образа Габибра уродлив не только внешне, но и внутренне; это — закоренелый злодей, ненавидящий своего хозяина и стремящийся убить его.

Следующий ранний роман Гюго «Ган Исландец» был написан в духе самой «неистовой» романтической фантастики. Намеченная уже в «Одах» (стихотворения «Летучая мышь» и «Кошмар») фантастическая струя творчества Гюго находит в романе наиболее полное выражение.

В «Гане Исландце» Гюго продолжает линию, начатую во Франции Шарлем Нодье в таких его произведениях, как «Жан Сбогар» (1818) и «Смарра» (1821), который перенес на французскую почву приемы английского «черного», «готического» романа Мэтьюрина, Льюиса и А. Радклиф. Однако Гюго пошел гораздо дальше Нодье в освоении нового жанра и создал настоящий «роман ужасов». Действие «Гана Исландца» происходит в конце XVII столетия в Норвегии, которая принадлежала тогда Дании, и связано с происшедшим в это время восстанием рудокопов, но историзм романа весьма условен, ибо едва ли не главное, что интересует Гюго, — это нагромождение различных кошмаров, связанных с личностью чудовищного разбойника, кровопийцы Гана. Впоследствии Гюго скажет об этом романе, что в нем «только любовь молодого человека прочувствована, а вытекает из наблюдений только любовь девушки». Тем не менее роман имел успех у современников, удостоился одобрительного отзыва Нодье и был издан на английском языке с гравюрами знаменитого Крукшенка.

В середине 1820-х годов в творческом развитии Гюго происходит перелом, вызванный нарастанием общественной борьбы против монархии Бурбонов. Гюго пересматривает свои взгляды, отказывается от монархических иллюзий и переходит в оппозиционный, либерально — демократический лагерь. В 1826 году он возглавляет кружок прогрессивно настроенных романтиков «Сенакль», объединяющий Сент-Бева, Мюссе, Мериме, Дюма-отца и других начинающих прозаиков и поэтов. Происходит идейное и творческое становление Гюго — об этом он замечательно скажет в предисловии к переизданию в 1853 году своих «Од», дополненных «Балладами»: «Из всех лестниц, ведущих из мрака к свету, самая достойнейшая и самая трудная для восхождения — это следующая: родиться аристократом и роялистом и стать демократом. Подняться из лавочки во дворец — это редко и прекрасно; подняться от заблуждений к истине — это еще реже и еще прекрасней».

Творчество Гюго становится необычайно продуктивным и многообразным. Он выступает с расширенным изданием своего первого сборника стихотворений («Оды и баллады» издания 1826 я 1828 годов); с новаторским по форме и содержанию поэтическим сборником «Восточные мотивы» (1829), публикует повесть «Последний день приговоренного к смерти» (1829), создает драмы «Кромвель» (1827), «Марион Делорм» (1829), «Эрнани» (1830).