Тема «острова», борьбы жизни и смерти, ума и мрака безумия, красоты и утилитаризма развивается уже в первом романе Фаулза «Коллекционер» и так или иначе продолжает звучать в следующих его произведениях. Неразвитость ума и сердца Фредерика Клегга, который сделал своей полонянкой прекрасную Миранду, становится причиной смерти девушки. Клегг, натура ординарная, образ жизни его не имеет ничего общего с настоящей культурой и знаниями, на выигранные деньги покупает дом, в подвале которого удерживает похищенную им девушку.
Клегг надеется приобрести благосклонность Миранды, готов выполнять любые ее прихоти, но вместе с тем отбирает у нее свободу и, сам того не желая, невольно становится не только тюремщиком, а и убийцей девушки. В романе противостоят два мира, две позиции, два типа мышления. Миранда — олицетворение жизни, натура творческая, яркая, глубоко мыслящая и чувствительная. Клегг является ее полнейшим антиподом, именно поэтому все его старание ничего не достойны. Его дом — остров смерти, а Миранда стремится к жизни и свету.
Она сама излучает свет, но Клегг не способен этого понять.
Два голоса звучат в романе: первая часть написана от лица Клегга, вторая — в форме дневника Миранды. События и факты — одни и те же, но освещены они с разных точек зрения. Что же насчет авторской оценки взаимоотношений героев, то в тексте романа ее нет.
Фаулз умышленно избрал позицию наблюдателя, оставляя читателю возможность самостоятельно определиться в фантасмагории жестокости и ужаса, которыми преисполнена будничная действительность. В книге «Аристос» Фаулз пишет: «Клегг, похититель, совершил зло; но я стремился показать, что это зло в значительной мере, а может, и полностью, является последствием скверного образования, будничной среды, сиротства — всего того, над чем он не властен. Коротко говоря, я старался доказать фактическую невиновность Большинства».
Поиски истинной реальности стали ведущей темой романа «Маг». Его герой Николас Эрф, воспитанный в традициях викторианской морали, лицемерие которой для него ненавистно, он старается освободиться от навязанных ему представлений и от любых обязательств. Настоящую свободу он видит лишь в удовлетворении собственных эгоистических желаний, затем без сомнений разрывает отношения с любимыми, пренебрегает искренностью чувств Элисон Келли. Образ жизни и поступки Николаса обозначены симптомами той болезни, которая поразила многих молодых людей послевоенной генерации и оказалась в стремлении, забыв обо всем, утешаться приманками жизни и думать лишь о собственное удовлетворении.
Но и такая жизнь вскоре надоела Николасу.
Все вокруг опротивело, появилось желание порвать с прозой действительности. После студенческих лет в Оксфорде Николас отправляется на греческий остров, где ему предложили должность учителя. Его привлекает «новая земля» и «новая тайна», на встречу с которой он надеется.
На экзотическом острове Николаса в самом деле ожидает немало неожиданностей. Тем не менее, все то необыкновенное, фантастическое, а иногда и сверхъестественное, что ему приходится увидеть и пережить, наконец, превращается в обманную иллюзию. Встреча с «магом» Морисом Кончисом, его «чудеса», происки прекрасной Джулии, которая своими чарами старается пленить Николаса, — все это лишь жалкий обман. Николас находит в себе силы, чтобы покинуть остров, осознав бесполезность поиска истинных ценностей в иллюзорном мире, чрезвычайно чужому и далекому от реальной действительности. Разорвав «магические» сети обмана, он возвращается в Лондон, ощущая готовность жить и действовать.
Своеобразность стилистики «Мага» — в переплетении реального с фантастическим, обычного с сверхъестественным.
«Женщина французского лейтенанта» написана в традиции викторианских романов XIX ст., но вместе с тем эта традиция переосмыслена в ироническом русле с точки зрения писателя XX ст. Этот роман — свидетельство искренней любви Фаулза к культуре викторианской эпохи, восхищения ее достижениями, уважения к мастерству ее классиков, и вместе с тем это виртуозное обновление ее стиля, особенности которого Фаулз чрезвычайно тонко ощущает и передает.
Столетие отделяет время действия романа от времени его написания. Фаулз точно называет дату начала событий, описанных в произведении, — «конец марта 1867 года». Это переходной период в истории Англии, когда отходили в прошлое, становились анахронизмом бывшие представления о мире и человеке, вместе с тем новые мировоззренческие основы лишь начинали формироваться.
За подолом внешней стабильности вызревали серьезные изменения.