Жан Никола Артюр — Жизнь и творчество (Рембо)

Жан Никола Артюр родился 1854 года в небольшом городке на северо-востоке Франции в Шарлевиле и прожил короткую жизнь — лишь тридцать семь лет. Однако Рембо-Поэт умер задолго до официальной даты своей смерти: последнее из известных его произведений — «Одно лето в аду» — было завершено летом 1873 года, когда поэту было всего девятнадцать. То есть этот гениально одаренный человек был в состоянии прожить еще почти два десятилетия, навсегда изъяв поэзию из своей жизни. В Шарлевиле Рембо получил школьное образование. Мать прививала детям добропорядочность, любовь к Богу, а отец учил их сдержанности и бережливости. Сызмала Артюр подарил родителям незаурядные надежды: был богобоязненным, послушным.

С блеском учился. Его способности всех поражали. Учитель Жорж Изамбар поддерживал первые попытки юного поэта. С шести-семи лет он начал писать прозой, а потом стихами. Уже подростком Артюр поражал своих учителей не только особенными успехами в обучении, а и феноменальной зрелостью ума. В пятнадцать лет он написал стих «Сенсация», опубликованный в одном из парижских журналов в начале 1869 г. В августе 1870 года Рембо оставил Шарлевиль, поехал в Париж, а потом отправился в Бельгию, где пытался заняться журналистикой. С помощью полиции мать вернула несовершеннолетнего сына домой.

Находясь в постоянном поиске чего-то, Рембо старается непрестанно передвигаться. Постоянное обновление становится пафосом его поэтического мышления. В судьбе этого поэта отобразились переломные моменты современной истории Франции. События Парижской Коммуны помогли бунтарю «вырвать корни», уйти из прошлого, из буржуазного Шарлевиля. Первый протест поэта был романтическим, романтизм вдохновлял и его лирику. Начинал Рембо с ученической преданности тогдашним авторитетам: В. Гюго, поэтам «Парнаса», Бодлеру — то есть французским романтикам. Показательным для начала творчества Рембо является большой стих «Кузнец». Все в нем напоминает поэзию Гюго: исторический сюжет времен Великой французской революции, эпическое содержание и эпическая форма, республиканская идея и монументальный стиль. К осени 1870 года Рембо создал свыше десяти стихов, в которых наиболее ощутима зависимость от романтической традиции. Почти все они написаны александрийским стихом, который воплощал упроченные нормы «правильного» французского стихосложения.

При переходе к следующей фазе творчества тон и стиль поэзии Рембо почти не изменяются. Патетика уступает местом сарказму — от увлечения прошлым поэт переходит к описанию настоящего. Образы величественные и возвышенные сменяются образами низкими и карикатурными. Появляются жесткие, резкие, вызывающие интонации. В первый период творчества (до 1871 года) ориентируясь на В. Гюго и Ш. Бодлера, начал писать стихи, которые разоблачали никчемность мещанства («Заседатели»), Вторую империю («Неистовство кесаря»), лицемерие служителей церкви («Наказание Тартюфа»). Рембо восхищается революционными идеями, которые привели к краху монархии. В те времена свои надежды на перестройку общества он связывал с республикой.

В 1871 году, узнав о провозглашении Коммуны, Рембо бросает лицей и, приехав в Париж, принимает участие в революционных событиях. По воспоминаниям современников, поэт непосредственно принимал участие в жизни коммунаров, был даже некоторое время в национальной гвардии. Сурово-ритмический «Свободный гимн Парижа», трогательный образ девушки-коммунарки в стихе «Руки Жанны-Мари» — яркие свидетельства его настроений. Но позднее, после разгрома Коммуны, разуверившись в социальной борьбе, А. Рембо в письме к другу от 10 июля 1871 г. просит уничтожить свои произведения о коммунарах. Осваивая опыт романтизма, Рембо за короткое время будто повторил в собственном творческом пути этапы развития этого литературного направления. Каждый шаг поэтического роста поэта был обозначен странным на первый взгляд желанием — избавиться того, что им самим уже создано. Этапы пути Рембо-Поэта измеряются иногда несколькими стихами.

Поэзия Бодлера имела влияние на романтические произведения Рембо. «Цветы зла» вспоминаются во время чтения его сонета «Венера Анадиомена». Этот сонет уже является новым этапом в развитии его эстетики. Поэт будто искореняет «литературное» представление о красоте. Воплощение любви (женщина) и символ любви (Венера) унижаются до карикатурного образа проститутки. Рембо совершает покушение и на саму любовь, приближаясь к сплошному неверью. Франко-прусская война набирала обороты, и свое шестнадцатилетие поэт встречает стихами о войне. Это, в частности, сонет «Спящий в ложбине».

Но, в отличие от традиционных сонетов, для которых считались обязательными сдержанность и суровость в отборе тем и тропов, сонет Рембо характеризуется жестоким, саркастическим тоном, отвесным ритмом, приближенным к разговорной поэтической речи, лексической свободой, использованием «прозаизмов» и резкими изменениями стиля. Это почти гротескное объединение сонетной формы и «земного» сатирического сюжета, наполненного анархическим вызовом. Сонет «Моя циганерия» — настоящий гимн богеме, человеку, который оторвался от общества и остался наедине с небом и звездами. В стихе «Заседатели» торжествует заложенная в «людях-функциях» тенденция к одеревенению, окаменелости. Исчезает любой намек на жизнь и действие. Человека вытесняет функция, а потом функцию заменяет ее внешняя оболочка, предметная характеристика. Так создается сатирический образ «человека-стула». К периоду Коммуны — новой фазы в творчестве Рембо — относятся лишь четыре-пять стихов, но это действительно новая эпоха в развитии поэта. Все эти стихи поражают мудростью и глубиной, вопреки тому, что Рембо едва исполнилось шестнадцать лет!

Едва лишь он насмехался над бедными, издевался над женщинами — и казалось, что нигилизм поэта не знает границ, — а теперь создает настоящий гимн женщине-работнице — «Руки Жанны-Мари» — символ, подобный «Свободе на баррикадах» Делакруа. Вдруг исчезают цинизм, напускная грубость. Таким образом, поражение Парижской Коммуны, победа версальцев осознаются поэтом как глубочайшая трагедия. Стихи, написанные Рембо в дни Коммуны, показывают, какое значение она для него имела. Поражение восстания означало для Рембо победу «Заседателей» — «тех, кто сидит». После гибели Коммуны Рембо все свои надежды возлагает лишь на искусство. Он прекращает обучение, несмотря на впечатляющие успехи, и вообще избегает любой постоянной деятельности. Писатель ищет другой путь в поэзии, которая, по его мнению, должна стать пророком и ясновидицей.

В письме 1871 г. к своему школьному учителю Жоржу Изамбару Рембо утверждает, что поэт — вестник и провидец — должен быть Прометеем, идти впереди человечества. В августе 1871 года, вернувшись в Шарлевиль, он посылает свои стихи Полю Верлену. Юноша из провинциального городка пленил своими строками известного поэта, и тот приглашает его к себе. Знакомство перерастает в дружбу. Верлен и Рембо отправляются из Парижа на поиски новых впечатлений в Бельгию, а потом в Лондон. Целый год они странствовали вместе по Европе.

Во второй период кратковременного творчества (с начала 1871 до начала 1872 года) поэзия Рембо приобретает трагическое звучание. Выделяется стих «Пьяный корабль», который Стефан Цвейг назвал «фантасмагорическим сновидением, бунтом красок, химерической симфонией зломанящих слов». Корабль, который сбился с курса и потерял управление, символически отображает творческие и жизненные поиски Рембо.