Творчество поэта, публициста Сергея Александровича Баруздина

Все творчество поэта, прозаика, публициста Сергея Александровича Баруздина проникнуто огромным чувством ответственности за коммунистическое воспитание ребенка. Для многих произведений писателя характерно то, что, сохраняя свою так называемую возрастную специфику, они в то же время часто воспринимаются двухадресно. Такой двухадресностью отмечен, например, его автобиографический роман «Повторение пройденного», который был издан сначала для взрослых, а позже для детей.

С. Баруздин рано увлекся поэзией. В творческой судьбе юного поэта все складывалось на редкость удачно: стихи печатались в «Пионерской правде», «Пионере», «Дружных ребятах». Но началась война, и изменилась вся жизнь.

Осажденная Москва, работа в типографии, уход на фронт, служба в артиллерийской разведке — это только отдельные факты биографии. А за ними — глубокая духовная жизнь, раннее повзросление, вызванное жестокой необходимостью военного времени. На фронте С. Баруздин стал кандидатом в члены партии.

И когда писатель вернулся к мирной жизни, за плечами у него оказалось так много пережитого и пройденного, что его с полным основанием можно было причислить к той доброй армии «бывалых людей», о пользе прихода которой в литературу часто говорил А. М. Горький.

Первое послевоенное десятилетие — период овладения писательским мастерством, поиски своей темы в искусстве. С. Баруздин заканчивает Литературный институт имени А. М. Горького, печатается во взрослых и детских издательствах: «Молодая гвардия», «Советский писатель», «Детская литература». Дорога Баруздина в детскую литературу пролегала рядом с дорогой в литературу взрослую. Это особенно чувствуется в произведениях с военной и морально-этической тематикой: «Повесть о Елке», «Какое оно, море?», «Только не завтра», «Верить и помнить». В этих произведениях для ребят школьного возраста нет глухой стены между взрослым и детским миром, но нет и размывания границ между взрослой и детской литературой.

Есть поиск новых художественных возможностей в создании и разработке характеров, в обрисовке взаимоотношений между взрослыми и детьми.

Поиск Сергея Баруздина связан не только с произведениями для ребят школьного возраста, но и с повестями, рассказами, стихами для дошкольников.

Первая часть — «Большая Светлана» — рассказывает о трехлетней девочке, которая живет в Москве, на Петровке. Повесть состоит из маленьких глав-рассказов, композиционно самостоятельных, но объединенных развитием характера общей героини — Светланы. Остроумные и поучительные, эти прозаические миниатюры читаются легко и прочно запоминаются ребятами.

Все впервые для героини повести. Вот она встретила собаку и покрепче уцепилась за папину руку . А вот первая правда, сказанная Светланой сознательно, наперекор собственному желанию спрятаться от ответственности. Дело было за обедом, когда стали выяснять, кто виноват в том, что разбита тарелка. Может быть, она сама разбилась?

И вот тут-то девочка не выдержала. «Вот и неправда,- вдруг тихо сказала Светлана.- Тарелки сами не бьются. Это… это… я… ее нечаянно разбила» . В одной из глав рассказывается о том, как Светлана начинает понимать, насколько важно помогать взрослым. И, главное, интереоно!

Девочка приходит к выводу: «Время летит быстро, а работа идет еще быстрей» .

Вторая часть трилогии — «Светлана-пионерка» — сосредоточивает внимание читателя на морально-этических вопросах. Светлана-третьеклассница убеждается в важности бережного отношения к окружающим ее людям. Если сначала ей кажется, что не обязательно извиниться, толкнув старика на лестнице , то позже она чувствует необходимость помочь незнакомому человеку.

И она совсем не считает, что совершила что-то особенное. «Я ничего не сделала… Просто «скорую помощь» вызвала»,- растерянно сказала Светлана». Автор подмечает эту растерянность девочки, не ожидающей похвалы за добрый поступок, смущенной общим вниманием.