Творчество И. С. Нечуя-Левицкого занимает важное место в истории украинской литературы. Со страниц его рассказов, повестей и романов встали, как живые, яркие и выразительные образы людей из разных социальных сословий. Уже современники оценили выдающийся талант писателя, который очаровал всех многокрасочностью, образностью, юмором. Иван Франко называл его «великим артистом взглядов», «мастером живописания словом», «колоссальным, всеобъемлющим глазом Украины», а «Кайдашеву семью» — одним из лучших «украшений украинской литературы».
Повесть «Кайдашева семья» — это произведение о жизни крестьян, их быте, делах, связанных с хозяйством, обычаях и традициях украинцев. Вот раскинулось недалеко от Роси «в длинном искореженном овраге… село Семигоры», типичное украинское село, каких тысячи на нашей земле: «Два ряда белых хат под горами белеют, словно две строчки жемчуга на зеленом поясе. Возле хат зеленеют густые старые сады».
Жизнь украинского села полностью связана с земледельческим календарем и церковными праздниками. Все Кайдаши, старые и молодые, должны работать: пахать, сеять, жать, возить снопы, молотить, трепать коноплю, прясть… А приходят праздники — крестьяне, как велят христианские обычаи, дают отдых рукам и пытаются позаботиться и о душе: идут на богомолье в Киев, молятся, исповедуются.
Наряду с этими событиями происходят другие — также жизненно закономерные и важные: ребята, как обычно, шутят с девушками, ухаживают, ходят на улицу, а потом сватаются и женятся: Карп с Матреной, а Лаврин с Мелашкой. А дальше рождаются дети, подрастают, а старый Кайдаш умирает.
И. С. Нечуй-Левицкий, рисуя быт, обычаи, характеры своих земляков, не мог обойти такую важную особенность жизни украинцев, как выражение своих чувств через, песню. Запел влюбленный Лаврин: «Всю дорогу то свирель играла, то песня словно сама пелась». «Тихой и мирной девушке шла на душу песня». Пела сердитая Мотря назло свекрови, пела лютая Кайдашиха при шитье.
Пели девушки на улице…
Украинцы всегда уделяли большое внимание одежде, не только праздничной, но даже и обыденной. Автор нам подает прекрасные описания национальной одежды. Вот Мотря, приглашенная Карпом, собирается на музыку: «Подруга — соседка надела Мотре на голову кибалку, вырезанную из толстой бумаги, похожую на венок, на кибалку, над самым любом положила узкую ленту из золотой парчи, а потом клала ленты одну повыше другой…». А это старая Кайдашиха собирается на смотрины к Довбышам: «Кайдашиха надела тонкую рубашку, завязалась хорошим новым платком с бахромой до самых плеч и надела все кресты и дукаты, надела новую кофту, новую белую свитку, еще и желтые сапоги обула».
А сколько нам о героях повести говорит их язык. В нем выражены их характер, чувства, стремления. Вот ласковый Лаврин находит лучшие слова для характеристики девушки: «Когда я буду выбирать себе девушку, то возьму красивую, как цветочек, красную, как калина на лугу, а тихую, как тихое лето».
А грубоватый Карп согласно со своим характером дает совсем другой портрет: «Уже и нашел красавицу! Но у нее лицо, как щепка, состояние, словно Копыстка, руки, как кочерга, именно, как доска, а как идет, то аж кости тарахтят». В произведении много ярких диалогов, в которых проявляется, с одной стороны, лиризм и юмор украинских крестьян, а с другой — ограниченность мировоззрения, примитивизм и суеверие.
Писатель в повести продолжает и развивает характерные средства юмора, которые берут свое начало от украинской народной традиции.
В свой рассказ вкрапливает автор и комичные сцены, смешные ситуации в духе народных анекдотов и преданий, однако автор не насмехается над своими героями, он вместе с ними, он пытается помочь им стать лучшими, потому что верит в светлую душу трудового человека. Итак, повесть «Кайдашева семья» по силе и правдивости художественного воспроизведения крестьянской жизни, ее противоречий и конфликтов по праву занимает почетное место в мировой литературе. Доныне поражают и привлекают читателя народные образы, ярко воспроизведенные картины ей быта и отношений украинского общества второй половины XIX века, все то разнообразное течение человеческой жизни, которое писатель сумел воссоздать так выразительно, с таким теплым поэтическим чутьем.