Все серые, карие, синие глазки — Смешались, как в поле цветы. Н. А. Некрасов В шестидесятые годы XIX века одно за другим появляются произведения Некрасова, где он дает целую галерею людей из народа, предстающих во всем многообразии и богатстве чувств. Много среди них и детских образов, о которых особенно трепетно, с сердечной теплотой и нежностью говорит автор. В поэме «Крестьянские дети» слышится неподдельное чувство поэта к своим героям. Чу!
Шепот какой-то… а вот вереница Вдоль щели внимательных глаз! Все серые, карие, синие глазки — — Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты! Я детского глаза люблю выраженье, Его я узнаю всегда.
Временами автор рисует идиллическую картину деревенской жизни. Это во многом автобиографическое произведение. Некрасов, вспоминая собственное детство, связанное с крестьянской детворой, став взрослым, немного приукрашивает. Я делывал с ними грибные набеги: Раскапывал листья, обшаривал пни, Старался приметить грибное местечко, А утром не мог ни за что отыскать. «Взгляни-ка, Савося, какое колечко!» Мы оба нагнулись, да разом и хвать Змею!
Я подпрыгнул: ужалила больно! Савося хохочет: «Попался спроста!» Но потом Николай Алексеевич как бы спохватывается, описывая и ранние заботы крестьянских детей: Положим, крестьянский ребенок свободно Растет, не учась ничему, Но вырастет он, если богу угодно, А сгибнуть ничто не мешает ему. Положим, он знает лесные дорожки, Гарцует верхом, не боится воды, Зато беспощадно едят его мошки, Зато ему рано знакомы труды…
И звучит почти торжественно эпизод, ставший хрестоматийным в нашей литературе о «мужичке с ноготок». В стихотворении «Школьник» поэту приятно, что крестьянским детям открыт путь к учению, но все ли могут воспользоваться им, понимают ли крестьяне пользу учебы?! Нет, они заняты изнуряющим тяжелым трудом, отсюда и отношение к наукам в основной массе крестьян достаточно «прохладное».
Но уже появились «первые ласточки», понимающие пользу науки, это радостно сознавать поэту. Ноги босы, грязно тело И едва прикрыта грудь… Не стыдися! Что за дело? Это многих славных путь.
Сколько добрых, благородных, Сильных любящей душой Посреди тупых, холодных И напыщенных собой! В произведениях Некрасова дети предстают безгрешными душами, вынужденными страдать и мучиться от несовершенств общества, от того «миропорядка», который установили взрослые. Но если их наблюдать в естественной обстановке — это озорные, веселые, до поры не знающие сословных границ светлые души.
И поэт откровенно любуется ими. Ему близок немудреный мир крестьянских детей. Некрасов чувствует свою вину за несчастья и бедственное положение бедных детей, он хотел бы изменить порядок вещей но пока не в силах это сделать; поэт с гневом отвергает тупую покорность, которая вырабатывается со временем в душах людей.
С этим он никогда не примирится. Из своего «далека» Некрасов обращается к нам с мудрым напутствием: Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано. Чтоб вечно любить это скудное поле, Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство, Любите свой хлеб трудовой — И пусть обаянье поэзии детства Проводит вас в недра землицы родной!..
Ему тяжелый жребий пал, Но лучшей доли он не просит: Он, как свои, на теле носит Все язвы родины своей. Н. А. Некрасов Некрасов был поэтом революционной борьбы, поэтом-гражданином. Неудивительно, что огромное место в его творчестве занимают образы народных заступников: и реальных деятелей , и литературных героев, им созданных. Поэмы «Дедушка» и «Русские женщины» посвящены зачинщикам русского революционного движения и их самоотверженным женам.
Это произведения о декабристах, людях, которые, «отчизну покидая, шли умирать в пустынях» во имя торжества добра и счастья своего народа. Но самому Некрасову суждено было дружить не с дворянскими революционерами, а с демократами-разночинцами. Удивительное уважение и великая любовь пронизывают стихи, посвященные Белинскому, учителю и Некрасова, и других борцов 50-60-х годов.
Некрасов говорит: Ты нас гуманно мыслить научил, Едва ль не первый вспомнил о народе, Едва ль не первый ты заговорил О равенстве, о братстве, о свободе… В этом немеркнущая заслуга неистового Виссариона! Поразительны по силе, мастерству и чувству стихи, посвященные соратникам поэта: Добролюбову, Чернышевскому, Писареву. Один из них обрек себя за счастие народное на вечную ссылку, другие умерли во цвете лет! Стихотворения «Памяти Добролюбова», «Не рыдай так безумно над ним…», «Н.
Г. Чернышевский «, написанные в разные годы, как бы представляют единое целое, потому что все три борца были одухотворены единой целью — бороться за свободу и лучшее будущее народа! Сказанное об одном из них относится в полной мере и к двум другим. «Как женщину, ты родину любил», «Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других!». Это о Добролюбове и Чернышевском. В стихотворении «Не рыдай так безумно над ним…», посвященном Писареву, говорится, что «русский гений издавна венчает тех, которые мало живут». Да, это трагическая судьба народных заступников.
В поэме » Кому на Руси жить хорошо » — венце творчества Некрасова — что ни имя, то человеческий характер. Заметное место в ней занимают и народные заступники. Это «богатыри святорусские», такие как Савелий, вместе с другими мужиками поднявший бунт против немца-мучителя, не сломленный ни розгами, ни каторгой. Это заступники чести трудового народа, такие как Яким Нагой.
Это приносящие счастье другим, честные, правдивые люди, как Ермила Гирин и другие. Но, конечно, образ народного заступника лучше всего видится в Грише Добросклонове. Хотя этот герой появляется лишь в кбнце поэмы и характер его полностью не раскрыт, все главное о нем уже сказано. Сын деревенского бедного дьячка и работящей крестьянки, Гриша уже в ранней юности наметил свой путь: …и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет.
В сердце его великая любовь к народу, к бедной «Вахлачине». И Некрасов пишет: Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Но Гришу не пугает такая судьба.
Он уже «взвесил силу гордую» и «волю твердую». Этот молодой народный поэт многими чертами напоминает Добролюбова . Гриша Добросклонов — борец за народное счастье, он хочет быть там, «где трудно дышится, где горе слышится». В его песнях звучит вера в русский народ, в его освобождение: Рать подымается — Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!
В поэме мы не видим, как именно борется Григорий за счастье народное. Но, читая его песни, посвященные родине и людям из народа, чувствуешь его горячую любовь к отчизне, готовность по капле отдать свою жизнь и кровь, чтобы облегчить народные страдания, чтобы Русь была только всесильная и обильная! Его песни вдохновляют крестьян. Как с игры да с беганья щеки разгораются, Так с хорошей песенки духом поднимаются бедные, забитые, — говорит Добросклонов.
Горячо верили Некрасов и другие народные заступники, что русскому народу не поставлены еще пределы. И, заглядывая в далекое будущее, они верно чувствовали, что «сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином…».