Тебе обязан своим рождением наш прекрасный город

Недаром его, носящего гордое имя Санкт-Петербург, часто дружески просто называют «городом на Неве».

Год 1700-й…. Первый год Северной войны, многолетней битвы русского народа за освобождение берегов Невы и прибалтийских земель от шведских захватчиков.

Первое сражение принесло неудачу: бой под Нарвой закончился жестоким поражением армии Петра I. Поражение под Нарвой послужило уроком на будущее. И поражения сменились победами. Сначала Петр I освободил Орешек, древнюю русскую крепость, стоявшую у истоков Невы.

Петр I назвал ее Шлиссельбургом, Что по-русски значит «Ключ-город» — ключ к морю. Потом Петр I взял крепость Ниеншанс у устья Невы, там, где в нее впадает река Охта, и вскоре овладел всей Ижорской землей. А дальше одна за другой последовали блестящие победы или, как тогда говорили, «виктерии»: под Полтавой, под Выборгом, в славных морских сражениях у Гангута и Гренлама.

Но еще задолго до Полтавы и Гангута, 16 мая 1703 года, на маленьком Заячьем острове, неподалеку от устья Невы, заложил Петр I крепость, от которой пошел город Санкт-Петербург.

Воздвигнув новую столицу на только что отвоеванной территории Петра I, как бы заявил на весь мир, сколь прочно утвердилась Россия на берегах Балтийского моря.

В 1672 г. 30 мая от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кириловной Нарышкиной родился крепкий и здоровый мальчик, названный Петром. Петр был младшим сыном царя Алексея Михайловича. Рождение его окружено множеством легенд.

Говорили, что Симеон Полоцкий предсказывал еще до рождения Петра его великую будущность; что юродивый заранее определил, сколько он проживет; что в церкви дьякон, не зная еще о рождении Петра, в минуту его рождения возгласил о его здравии.

Царь Алексей был очень рад рождению сына. Рады были и родственники его молодой жены, Матвеев и семья Нарышкиных. Незнатные до тех пор дворяне , Нарышкины с женитьбой царя приблизились ко двору и стали играть немалую роль в придворной жизни. Их возвышение было враждебно встречено родственниками царя по первой его жене — Милославскими. Рождение Петра увеличило эту вражду первой и второй семей царя и сообщило ей новый характер.

Для Милославских рождение Петра не могло быть праздником, и вот почему: хотя наследником престола всегда считался, а с 1674 г. официально был объявлен царевич Федор, тем не менее, при болезненности его и Ивана Петр мог иметь надежду на престол. Если бы царствовал Федор или Иван, политическое влияние всецело принадлежало бы их родне — Милославским; если бы престол перешел к Петру, опека над ним и влияние на дела принадлежали бы матери Петра и Нарышкиным. Благодаря такому положению обстоятельств с рождением Петра, семейный разлад Милославских и Нарышкиных терял узкий семейный характер и получил более широкое политическое значение.

Петр был четырнадцатым ребенком царя Алексея и первым от его второго брака. Первая жена царя, дочь И. Д. Милославского Марья Ильинична, умерла, оставив ему двух сыновей Федора и Ивана, и много дочерей. Таким образом, при царе Алексее в царском семействе два враждебных друг другу круга родных: старшие дети царя с Милославскими и Наталья Кирилловна с сыном и родней. Дело в том, что царевичи Федор и Иван не отличались физической крепостью и не подавали надежды на долголетие, а младший царевич Петр цвел здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был самым младшим из братьев, именно ему было суждено стать царем.

На это и надеялись Нарышкины, но этого очень боялись Милославские, и только страх перед царем Алексеем сдерживал проявления семейной вражды.

Со смертью царя Алексея Михайловича глухая борьба Милославских и Нарышкиных переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги. Боярин А. С. Матвеев, стоявший тогда во главе всех дел был сослан на север в Пустозерск.

Положение матери Петра стало очень затруднительно.

Обучение Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его начали учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын Зотов, человек ученый, но любящий выпить.

Впоследствии Петр назначил его князем-папой шутовской коллегии пьянства.

Зотов прошел с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол. Так же начинали свое учение и царь Алексей, и его старшие сыновья. Зотов касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском.

Впоследствии Петр не терял интереса к истории, придавал ей важное значение для народного образования.

До смерти своего отца, царя Алексея, Петр жил баловнем в царской семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Федор был крестным отцом своего маленького брата и очень любил его.

Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении.

Петру предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту. Но перед началом этого обучения царь Федор умер, и началась смута 1682 года. Из-за этого Петр остался без систематического образования.

До конца жизни он игнорировал грамматику и орфографию.

Петр Великий не жалел ни сил, ни здоровья во имя процветания России, старался, чтобы его сподвижники и весь российский народ следовал его примеру.