«Современные романы»; Гальдоса

Удары, нанесенные романами Гальдоса по клерикальной реакции, были меткими. Недаром «традиционалисты» встретили появление их яростными нападками, обвинениями писателя в безнравственности и подрыве общественных устоев. Но Гальдос остался верен своим идеалам. Свидетельство этого — новый большой цикл романов, над которым писатель работал на протяжении тридцати с лишним лет, с 1881 по 1915 год, и который получил название «Современных романов» (Novelas contemporanes).

Замысел этого цикла, несомненно, складывался под влиянием примера Бальзака, создателя «Человеческой комедии», чьими произведениями писатель зачитывался с юношеских лет. Подобно «Человеческой комедии» «Современные романы» должны были дать как бы анатомический разрез современного автору общества. Правда, по охвату действительности цикл Гальдоса неизмеримо уже бальзаковской эпопеи. Там перед читателями раскрывалась панорама жизни всех слоев общества, здесь действие охватывает преимущественно «средний класс».

Ограничение основной сферы наблюдения имело свой смысл. Ведь именно в 80 -90-х годах буржуазия, ставшая одним из правящих классов страны, стремясь воспользоваться плодами своей победы, обнаруживает лихорадочную деятельность во всех сферах общественной жизни: в экономике, политике и даже в области искусства. Анализ этих процессов, их нравственных и психологических последствий и составляет содержание цикла «Современных романов». Стремлением показать современное испанское общество как нечто цельное, где люди оказываются связанными и личными и общественными узами, было продиктовано то, что многие персонажи, как и у Бальзака, переходят из произведения в произведение, в одних оставаясь второстепенными персонажами, в других занимая первый план.

Существенно изменяется и проблематика романов. На смену характерному для социально-тенденциозных романов конфликту двух Испании приходят конфликты, развертывающиеся внутри утвердившегося уже буржуазного общества, конфликты не менее острые и губительные. Соответственно и действие произведений Гальдоса перемещается из глухих провинциальных гнезд, куда новые веяния проникали медленно, в Мадрид, который превратился в «землю обетованную» для разбогатевших за океаном нуворишей, коммерсантов, нажившихся на спекуляции монастырскими землями, всякого рода авантюристов.

Произведения, вошедшие в цикл «Современных романов», сам автор назвал книгами «новой манеры». В поисках этой новой манеры, существенно отличной от той, которая была характерна для исторических и социально-тенденциозных романов, писатель поначалу одним из первых в Испании обращается к опыту французского натуралистического романа, в частности Золя. Некоторые зарубежные исследователи даже объявляют начало 80-х годов «натуралистическим» периодом в творчестве Гальдоса. С этим вряд ли можно согласиться, хотя в отдельных романах тех лет — «Обездоленная» (La desheredada, 1881), «Мука» (Tormento, 1884), «Запретное» (Lo prohibido, 1884-1885) и других — художник действительно отдает дань кое-каким крайностям натуралистической эстетики — преувеличенному вниманию к проблемам наследственности, к роли биологического фактора в жизни общества и т. п. Но влияние Золя сыграло и другую, гораздо более существенную роль. Оно привлекло внимание Гальдоса к некоторым социальным язвам испанского общества, порожденным капитализмом.

Однако воздействие натуралистических концепций на творчество испанского писателя никогда не было определяющим. Даже в эти годы он создает произведения, в которых это влияние сводится к минимуму.