Анализ стихотворения Блока «На железной дороге»

В цикле «Родина» Блок поместил и стихотворение «На железной дороге» — о трагической судьбе молодой красивой женщины, раздавленной безотрадной, безнадежной жизнью. В своем «цветном платке, на косы брошенном», она связывается в представлении читателя с излюбленным блоковским образом России — женщины, невесты ( строки «плат узорный до бровей», «призывно машет твой узорный, твой цветной рукав»)! В лирическом произведении описание событий не является самоцелью. Это лишь средство выразить определенные мысли, чувства и переживания поэта и передать их читателям. А в лирике, как известно, изображение переживаний человека является специфической формой познания действительности. В стихотворении описан трагический случай — самоубийство молодой женщины. Но ограничивать только этим значение одного из шедевров лирики Блока не станет, вероятно, ни один десятиклассник. Перед нами раскрывается во всем своем трагизме безрадостная, горькая судьба несчастной женщины.

Несмотря на просьбу поэта : «Не подходите к ней с вопросами»- читатель невольно ставит перед собой эти вопросы. И, как увидим, получает в стихотворении исчерпывающие ответы на них. После внимательного чтения у нас уже складывается вполне определенное представление о причинах трагедии молодой женщины. Почти готовое, сложившееся читательское представление можно только проверить, уточнить, закрепить, поставив несколько вопросов. Какие же вопросы возникают у нас при чтении стихотворения «На железной дороге» и какие ответы дает на них поэт? Каков характер приведенных в стихотворении деталей и как помогают они понять судьбу погибшей женщины? Где происходит действие? Конечно же, на каком-то маленьком, глухом полустанке. «Во рву некошенном», «за ближним лесом», платформа безлнодна: из окон вагона видно лишь «ее» да стоящего рядом жандарма, тут же «сад с кустами блеклыми». Поезда здесь, очевидно, редко и ненадолго останавливаются, вагоны идут мимо «привычной линией». Читатель не замечает отсутствия каких-то частных деталей, скажем, названия полустанка, дороги, губернии или уезда — они ровно ничего не прибавили бы к стихотворению. А то, что несчастный случай произошел именно на глухом полустанке, это далеко не безразлично для понимания судьбы героини. Читатель, зная об этой глуши, сможет глубже почувствовать безнадежное одиночество женщины.

Видно ли из стихотворения, что женщина не раз выходила на платформу, не раз пыталась найти свою судьбу? Конечно, она немало сделала таких безрезультатных попыток. И в этом нас убеждают следующие строчки стихотворения: «Бывало, шла походкой чинною», «так много отдано поклонов, так много жадных взоров кинуто», «лишь раз гусар… скользнул по ней улыбкой нежною…».

Какое место в жизни молодой женщины занимали эти воображаемые встречи? Какие надежды она возлагала на них? Об этом можно судить по описанию ее внутреннего состояния. «Ждала, волнуясь», «много жадных взоров кинуто», еще один проехавший мимо поезд «свистит, ей сердце разрывая». Пустыми мечтами, несбывшимися надеждами, людским равнодушием «давно уже сердце вынуто». Мечты о счастье, многочисленные попытки найти свою судьбу всегда наталкивались на холодное равнодушие, безразличие окружающих. Об этом ученики смогут рассказать, если вдумаются в значение очень емкого эпитета «пустынные глаза вагонов». Там, за стеклами вагонов — хотя бы даже и переполненных — все равно пустыня, безлюдье. Если кто и посмотрит из пустынных окон, то заметит ее, как замечают любой попавшийся на глаза предмет. Вряд ли кто заинтересуется, почему женщина подолгу стоит на платформе, о чем думает, каково ее состояние.

Можно ли считать героиню стихотворения «На железной дороге» с ее мечтами о счастье каким-то исключением? В стихотворении есть очень емкая, многозначительная фраза: «Так мчалась юность бесполезная, в пустых мечтах изнемогая…». Она заставляет нас подумать о юности — быстропроходящей, о мечтах — часто несбывшихся… Стало быть, не только у этой одной «красивой и молодой» мечты оказались пустыми и бесплодными. Так частный случай приобретает обобщающий характер.

Интересно будет узнать, что Блок сопровождал стихотворение «На железной дороге» следующим примечанием: «Бессознательное подражание эпизоду из «Воскресения» Толстого: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса». Образ в лирике бывает обычно лаконичным и поэтому более емким и обобщающим, чем в произведении эпическом. Он дает возможность читателю самому домысливать недосказанное, наполнять его своим содержанием. Лирическое произведение рассчитано на то чтобы вызвать у читателя созвучное настроение, сопереживание, ответные чувства. А потому введение каких-то частных, случайных деталей «привязывало» бы стихотворение к определенному единичному факту и тем самым сужало бы его значение.

Если бы речь шла о женщине, которая вышла именно к этому поезду, побуждаемая необходимостью, мы не смогли бы представить себе образ молодой мечтательницы с ее стремлением к лучше? жизни, с ожиданием чего-то прекрасного. Кроме того, неоднократные посещения станции, постоянные ожидания, всегда обманутые надежды дают возможность почувствовать безвыходное положение героини. Вследствие этого читатель глубже, эмоциональнее воспринимает мысль о том, что причиной трагической гибели молодой женщины явилась невозможность осуществить свои надежды.

Характер изображения героини в стихотворении «На железной дороге» обусловлен1 не только законами жанра лирического произведения, но и личностью поэта, его а индивидуальной творческой манерой. Этот образ — проходящий мимо поезд — в стихотворении «На железной дороге» помогает правдиво, психологически убедительно объяснить трагедию одинокой несчастной женщины. А правдивое изображение душевного мира героя, психологическая мотивировка поступков не менее важны в художественном произведении, чем точное, достоверное описание отдельных бытовых подробностей.

Современников Блока поражало его уменье раскрыть женскую душу и вместе с тем показать страшную судьбу, на которую обречены многие женщины в России. Об этом писала артистка О. Гзовская, вспоминая чтение стихотворения «На железной дороге» самим авто — ? ром ‘. Интересные мысли о стихотворении Блока высказывал один из старейших и опытнейших мастеров советской поэзии М. Исаковский. Разбирая стихотворение одного начинающего поэта, он ссылался на четверостишие из блоковского стихотворения «На железной дороге». У Блока сказано так:

Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели, Молчали желтые и синие, В зеленых плакали и пели.

И когда Вы читаете эти строки Блока, то перед Вами возникает не только тот чисто внешний образ подходящего к станции поезда, но Вы видите и другой образ — образ более значительный и широкий. Вы видите людей, едущих в поезде (хотя сказано об этом весьма кратко, лишь одним намеком), и через этих людей Вы как бы видите всю страну. И именно это-то последнее и производит на Вас наибольшее впечатление» ‘.

Один из современных литературоведов справедливо пишет по поводу стихотворения «На железной дороге»: «Обычное происшествие газетной хроники становится страшным символом пустынной страны, в которой человеческая жизнь изнемогает в бесцельном мелькании». Читатель узнал из стихотворения не только о несчастном случае — самоубийстве молодой женщины. Перед нами раскрылась и душевная драма героини, и горькая судьба русских женщин, и безотрадная картина жизни дореволюционной России. Блок не случайно поместил стихотворение «На железной дороге» в цикле «Родина». Оно занимает свое особое место среди произведений, раскрывающих различные аспекты патриотической темы. «Стихотворение «На железной дороге» вносит черты реальной повседневности в абстрагированный. Образ родины, выступающей в поэзии Блока то в виде девушки «разбойной красы», то Жены или Невесты, то в признаках ее пейзажа с перелесками, куда унеслась гоголевская птица-тройка».