Эдгар По

Эдгар По прожил короткую трагическую, но удивительно насыщенную жизнь, оставив глубокий след не только в американской, но и в мировой литературе. Сын бродячих актеров, он рано лишился родителей, был усыновлен состоятельным торговцем Джоном Алланом, жена которого.- Анна Фрэнсис Килинг, женщина редкой красоты и обаяния, окружила ребенка заботой, стала ему второй матерью. Его детство было беззаботным: с малых лет он выказал одаренность во всех предметах, которыми занимался, от математики до литературы. Был прекрасным спортсменом.

Однако гордый, независимый характер, взрывной темперамент мешали ему: оставив учебу, он завербовался в армию, затем короткое время являлся кадетом военной академии в Вест-Пойнте. Порвав с приемным отцом, избрал стезю литератора. Долгое время его преследовало безденежье, а смерть безжалостно уносила близких ему людей, сначала приемную мать, а позднее — совсем юную жену, которую он безумно любил. После полосы неудач в 1832 г. он завоевывает приз за рассказ «Рукопись, найденная в бутылке», что позволило ему поверить в себя.

Однако материальная неустроенность еще долго тяготела над ним; лишь в самом конце жизни он стал получать высокие гонорары. Всю жизнь он работал с огромным напряжением, пытаясь порой снять нервные стрессы и усталость вином.

Эдгар По был выдающимся журналистом и редактором: возглавлял журнал «Вечернее зеркало», «Бродвейский журнал», «Журнал джентльмена» и др. Журналистика позволяла По улучшить материальное положение, однако отвлекала от серьезной литературной работы. Он был также тонким, проницательным критиком.

Его оригинальные воззрения на природу поэтического слова изложены в статьях «Основы стиха», «Поэтический принцип». Он считал, что сфера поэзии — все прекрасное, ее цель — приобщать к красоте, она воздействует не на разум, но на душу человека с помощью звуков — подобно музыке. Его собственное поэтическое наследие невелико — около полусотни стихов. Однако некоторые из них: «Колокола», «Эльдорадо», «Аннабель Ли» и, конечно, «Ворон» — по праву, считаются жемчужинами мировой поэзии.

Открывая тайны своей творческой лаборатории, Эдгар По делал читателей свидетелями напряженной работы, точного рационального расчета, именно благодаря этому он добивался максимального «эффекта». Как тонко заметил Юрий Олеша, в Эдгаре По «великий математик был поэтом», а «великий поэт — математиком». Это наблюдение относится и к его новеллистике, где По также проявил себя выдающимся мастером, новатором, прежде всего в области психологии, в частности он развил тему «двойничества» . Глубиной психологического проникновения отличаются его новеллы «Падение дома Эшеров», «Без дыхания» и др. Особый цикл образуют «страшные» новеллы, в которых присутствуют мотивы потусторонней жизни: «Маска смерти», «Черный кот», «Низвержение в Мальстрем».

Интересовала его и тема заживо погребенных людей. Обладая редчайшей интуицией, По предвосхитил некоторые выводы современной психиатрии и парапсихологии.

Он фактически является основоположником детективного жанра, достаточно вспомнить его известные новеллы: «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Золотой жук». Дюпен — по сути, литературный герой, предшественник Шерлока Холмса у Конан Доила и инспектора Мегрэ у Жоржа Сименона. Особое место занимают также приключенческие новеллы По .

Заметную роль в его новеллистике играл и фантастический элемент.

Достоевский, высоко ценивший Эдгара По и в какой-то мере использовавший его опыт, тонко заметил: если Гофман вводит в свои рассказы волшебниц, духов, даже иногда ищет свой идеал «вне земного», то По поражает нас «силой подробностей, а его фантастичность какая-то материальная». Недооцененный у себя на родине, Эдгар По получил признание в Европе, сначала во Франции — во многом благодаря Шарлю Бодлеру, своему горячему поклоннику, потом в других странах. Он оказал сильнейшее воздействие на становление европейского символизма.

В России его любили и переводили поэты серебряного века К. Бальмонт, В. Брюсов.