Идея служения художника народу в творчестве Леси Украинки

Леся Украинка «Сначала было Слово, а Слово то у Бога было, и Бог был Слово», — так наставляет нас книга книг — Библия. А наш национальный гений и пророк Тарас Шевченко, продолжая эту гениальную мысль, утверждает: Ну что бы, казалось, слова… Слова и голос — более ничего.

А сердце бьется — оживает, Как их услышит! Знать, от бога и голос тот и те слова Идут границ люди! Раздумья о роли слова в жизни общества, о назначении художника присутствуют и в творчестве гениальной украинской поэтессы, достойной дочери своего народа — Леси Украинки.

В поэме » Давняя сказка » подчеркивается, что поэзия должна быть «и звонкой и громкой, так как расходится по миру стоголосым эхом». Своего героя поэтесса изображает таким:

На лице у поэта Не заплесневелая урода годная, Хотя не был он тоже плохой, Вот себе — человек божий!

Ведь это был обычный на вид человек, да еще и физически больной. Этим поэтесса подчеркивает, что красота человека не во внешних признаках, а в ее духовных качествах. За необыкновенную способность — создавать стихи, в которых можно найти и развлечение, и совет, певца очень любили люди, особенно молодежь. В юности он прославлял красоту природы, красоту свободной человеческой мысли, чистоту чувств дружбы и любви.

На крыльях мысли поэт часто отправлялся «в тайные миры надоблачные». Это была едкая сатира, преисполненная народного гнева, ненависти к угнетателям, пронизанная призывами к расправе с народными обидчиками:

… голубая ли кровь польется, Как пробить господину грудь?

Итак, служение литературы порабощенному народу Леся Украинка понимала как участие в революционной борьбе. К тому времени она своей жизнью, своей неутомимой работой показала, каким должен быть народный художник. Поэтому в образе героя «Давней сказки» мы познаем черты характера самой Леси Украинки.

Его путь к народному поэту — это путь самой писательницы. Он понял, что в обществе борьба идет на протяжении возрастов, еще с того времени, как существуют бедные и богатые.

И лишь тогда, когда эта борьба кончится, Это кончится давняя сказка, а настанет правда новая.

Оружием в получении правды для поэта есть слово. Леся Украинка в поэзии «На вечную память листочку, сожженному приятельской рукой в неуверенные времена» создает образ пылкой песни. Рожденная любовью и ненавистью песня взрывается в сердце поэтессы пожаром, вырывается к людям, зажигает в них огонь наилучших чувств. Она весьма пылкая, своим огнем вечно будет греть человеческие сердца. Продолжает эту идею стих «Слово, почему ты не твердая сталь».

Писательница стремится к слову, которое должно поднимать народ к борьбе, «снимать вражеские головы с плеч». Поэтесса уверяет, что никогда не добывала фальшивых нот, для битвы с врагом закаливала слово кровью собственного сердца. И оно, искреннее, выстраданное всей жизнью, становится крепким оружием.

Образ поэта, который разрывает занавес одинокости и вражеского окружения, идет трудными и сложными дорогами от победы до победы, пробиваясь к народу и отдавая свой талант, свою жизнь во имя его светлого будущего, возникает в разделе «Отклики» из сборника «Думы и мечты».

Союзницей народных эпиков-кобзарей, своих больших предшественников, старается быть Леся Украинка, как она об этом пишет в поэзии «На столетний юбилей украинской литературы». Проникновение в мысли и мечты народа, саможертвенность мы в его тернистых путях к светлому будущему, принципиальность, честность — вот качества украинского поэта, потомка тех певцов, в которых Лоб не венчали лавровой веткой.

Образ слова, поэзии в стихе «Зоря поэзии» ассоциируется с образом звезды, которая «вставала огнем в полночь, путь прокладывала ясный через темное бушующее море и очаровывала новой надеждой утомленные глаза». Поэтесса поверила в силу слова, и эта вера ее окрыляет, предоставляет силы к жизни.

Звезда таланта Леси Украинки засветилась в стране поэзии, где переплелись счастье и горе, успех и слезы, пение и рыдания. Но писательница верит, что в будущем будут звучать песни — «свободные, громкие, отважные и гордые…».