По техническим причинам, не зависящим от редакции, мы не смогли опубликовать эту информацию ранее. Вместе с тем само содержание репортажа ничуть не устарело, а, напротив, актуализируется в наступающем учебном году. Ждем откликов читателей по существу обсуждаемых проблем.
В истории России гимназическое образование всегда связывалось с понятиями интеллигентности, высокой культуры, гуманистических взглядов. Возрождение роли гимназий в современном школьном образовании стало в наши дни проблемой первоочередной важности. Многие учителя и родители задаются вопросом: действительно ли школы, над которыми стали красоваться заманчивые вывески гимназий, являются продолжателями лучших русских традиций или это не совсем так?
Могут ли современные гимназии обеспечить школьникам добротную гуманитарную базу, стать основой качественной подготовки в вуз или это пока под силу только репетиторам?
У педагогов санкт-петербургских гимназий стало хорошей традицией собираться вместе и обсуждать важные проблемы профильного образования. В весенние каникулы 2005 года в третий раз организованная Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегия гимназического образования на современном этапе» принимала гостей из многих уголков России. Соучредителями конференции выступили Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский университет, Российский государственный педагогический университет им.
А. И. Герцена, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.
В город на Неве приехали преподаватели гимназий не только из крупных городов нашей страны, но и из российской глубинки, например, города Приозерска Ленинградской области, Старой Руссы, Череповца и даже села Елыкаево Кемеровской области. Конференция заинтересовала работников университетов, педагогических вузов и институтов повышения квалификации, что говорит о научном подходе к проблемам гимназического образования. За три дня на конференции выступило более ста педагогов нашей страны.
Уже в первый день работы, на пленарном заседании, вслух зазвучали вопросы, обозначившие главные болевые точки в российском образовании. Ни для кого не секрет, что уровень школьного образования стремительно падает, что задуманные для блага школы реформы в образовании пока не дали весомых плодов. Во многих выступлениях было отмечено, что Федеральный Закон № 122 ведет к сокращению образовательных программ и снижению уровня обучения, прежде всего в регионах с дефицитом бюджета, а таких в России немало. Создается впечатление, что за образование у нас никому не хочется отвечать, что повышение его качества остается только на бумаге.
Приходит в противоречие соотношение профильной школы и подготовки учащихся к ЕГЭ. Действительно, если ЕГЭ с его явной тенденцией к формированию клишированного сознания станет повсеместной формой итоговой аттестации, то зачем тогда углубленное гуманитарное образование в гимназии?
Что же обсуждали педагоги на секционных заседаниях? Прежде всего — вопросы дополнительного профессионального образования и подготовки гимназического учителя, а также взаимодействия «школа-вуз». При всем разнообразии представленного опыта гости из регионов сошлись в одном: гимназический учитель должен быть высококвалифицированным педагогом, поэтому готовить его в вузе и совершенствовать в системе повышения квалификации нужно особенно тщательно, по специальным программам обучения.
Педагоги-практики пытались определить роль, место и принципы гуманитарного образования в гимназии, включая гуманитарный подход в математическом и естественно-научном образовании. Не остались в стороне и вопросы организации воспитательного процесса в гимназии, и проблемы управления ею. Одним из выводов стало утверждение, что развитие гимназий невозможно без опытно-экспериментальной деятельности, без научного руководства образовательным процессом, без умелой организации профильного обучения.
С тревогой звучали слова о вестернизации российской школы, о слепом копировании на русской почве западных образовательных моделей без сохранения и учета того положительного потенциала, который накоплен в истории российского гимназического образования. Предлагалась и организация повышения квалификации учителей в оптимальных для педагога гимназии формах, например, написание статьи, пособия, учебной программы, обобщение и презентация положительного опыта и тому подобное. Участники конференции выразили обеспокоенность слабым оснащением школьных библиотечных фондов, так как качественное образование возможно лишь при наличии необходимых пособий как для учителя, так и для его воспитанников.
Конференцию принимали известные петербургские гимназии: Вторая , 148-я им. Сервантеса, 271-я, 261-я, 622-я и 144-я. Каждая представила гостям свой лучший опыт по темам:
образовательная среда гимназии: проблемы и находки; технологии обучения и современный образовательный процесс; формирование информационной культуры учащихся гимназии; гимназическое гуманитарное образование и нравственно-правовое воспитание; образовательная программа гимназии и роль службы сопровождения в ее реализации.
Наиболее живому и заинтересованному общению способствовала организация круглых столов, где каждый мог высказаться по наболевшим проблемам и сообща искать решение. На круглых столах обсуждались проблемы:
директор гимназии, вопросы развития гимназии и управления гимназией; методы активного обучения как реализация потенциала предмета «Иностранные языки» в системе гуманитарного образования; нравственное воспитание на уроке и во внеурочной деятельности; гимназический учебный план.
Заключительный день конференция посвятила обсуждению проблем исследовательской деятельности гимназистов, использованию исследовательских работ в качестве формы итоговой аттестации в гимназии. Широко был представлен опыт профессионалов-практиков: для показа технологий обучения было организовано двадцать мастер-классов и встреч по обмену опытом работы.
При подведении итогов прозвучали аргументированные оценки роли Санкт-Петербургской ассоциации гимназий в российском гимназическом образовании. Предлагалось сделать ассоциацию гимназий всероссийской и особое внимание уделить подготовке будущего гимназического учителя в вузе, его профессиональному совершенствованию в системе повышения квалификации. Резолюция конференции включает и такое единодушно принятое положение: содержание образования в гимназии не должно подвергаться разрушительному сокращению, гуманитарная составляющая должна пронизывать все аспекты гимназического образования.
Результаты деятельности конференции было решено довести до сведения широких слоев педагогических работников, включая самый верхний эшелон управленческой лестницы. Не погибло окончательно в российском учителе зерно надежды, что голос разума все-таки будет услышан, что российская гимназия не утратит способности выпускать из своих стен таких воспитанников, которые действительно повернут образовательный корабль на чистую воду, ведущую к подлинному интеллектуальному росту общества, а не его бумажным показателям.
P. S. Санкт-петербургские учредители конференции припасли напоследок для своих гостей из других регионов памятный подарок: в субботу была организована экскурсия в Константиновский дворец в Стрельне, ставший теперь резиденцией российского президента.
Глядя на воистину императорское убранство парадных залов дворца, понимаешь, сколько средств из государственной казны ушло на этот новодел, а затем не вполне наивно удивляешься, почему не выделить бы чуточку и на российскую школу, погрязшую в бедности, не верящую во внимание со стороны государства? Ведь недалек тот день, когда средний возраст российского учителя перешагнет пенсионную планку, ведь выпускники педагогических вузов почти перестали идти в школу с ее нищенскими зарплатами. Страшно, если покупка дипломов всех уровней приобретет вселенский размах, а школьники ничего не будут знать о русской литературе.
Но сегодня учителя, воспитанные еще в доперестроечные времена, смиренно терпят и даже готовы давать учащимся гимназий глубокие знания и помогать их всестороннему развитию, готовы творить разумное, доброе и вечное, что и подтвердила конференция в Санкт-Петербурге.