«О, я хочу безумно жить…»

В цикле «Ямбы», в который вошло рассматриваемое нами стихотворение, отразилось преодоление поэтом уныния, овладевшего им после поражения революции 1905 года. В период создания стихотворений этого цикла он сбрасывает тяготившую его власть «страшного мира», осознав животворность связей с народом и окружающей жизнью. Лирика «Ямбы» не совсем стандартна. Через стихотворения Блок как бы обращается к своему современнику: «На непроглядный ужас жизни / Открой скорей, открой глаза…» Или: «Эй, встань, и загорись, и жги!» Но стихотворение «О, я хочу безумно жить…» обращено не к собеседнику, а к самому себе.

Оно своего рода исповедь, раскрывающая в поэте все самое сокровенное. Не случайно в этом стихотворении лирический «двойник» поэта — и есть сам поэт, что еще отмечал Ю. Н. Тынянов, раскрывая образ «лирического героя». Его голос — это не абстрактно-безликий «общий» голос, а голос самого Блока, произносящего: О, я хочу безумно жить: Все сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить!

В этих словах отчетливо просматривается понимание поэтом сущности искусства: утверждать в «страшном мире» светлое и гуманное начало. Блок не хочет, чтобы в нем видели исключительно «угрюмство» и неприятие мира. И потому выделяет курсивом последнюю строфу — слова потомка, о поэте: Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!