Проблема личной ответственности человека за свои поступки

Он даже и не знал того, что новая

Жизнь не даром же ему достается, что

Ее еще надо дорого купить, заплатить

За нее великим, будущим подвигом…

Ф. М. Достоевский

Роман Достоевского не случайно назван «Преступление и наказание», хотя большая его часть посвящена преступлению Раскольникова и связанным с ним событием. Автор указывает на неизбежность наказания не только со стороны государства, но и с точки зрения собственной совести.

Достоевский убеждает нас в том, что любой поступок ведет за собой какие-то другие, иногда неожиданные действия. Такой груз неожиданных последствий несет на себе теория Раскольникова. В своей статье, написанной за полгода до преступления, он говорил о делении человечества на два разряда: обыкновенных, способных быть лишь материалом для истории, и необыкновенных, которые могут во имя великой дели переступать через нравственные законы общества. И не просто переступать, а не терзаться при этом муками совести и не нести никакой ответственности.

Чтобы определить, к какой категории относится он сам, Раскольников задумывает и совершает убийство с ограблением. Он считает, что зловредная старушонка Алена Ивановна станет первой ступенькой в его восхождении к власти над миром. Раскольников хочет спасти всех униженных и обездоленных — Мармеладовых, девочку на бульваре, своих близких.

Но уже первый шаг на этом благородном пути связан с кровью и грехом — он ведь убил не только старуху, но и ее сестру Лизавету.

Соня Мармеладова с ее идеалом Христа пытается убедить Раскольникова в необходимости предстать перед судом, покаяться. Но, даже идя на каторгу, Родион не разуверился в собственной идее. Долгое время он переживал лишь из-за того, что он — не сверхчеловек, потому что его мучает совесть. Улик, по сути, не было, и Родион мог бы избежать наказания.

Но окончательным толчком к признанию стало самоубийство Свидригайлова.

Свидригайлов — преступник по сути, на его счету несколько загубленных жизней. Он считает, что ему все дозволено, что он выше других, и в этом его позиция совпадает с теорией Раскольникова. Свидригайлов способен пойти на ложь, шантаж, даже на убийство не ради великой цели, а просто от скуки, от пустоты жизни.

Осознание тупика и безнадежности такой жизни приводит Свидригайлова к самоубийству. Это — не только расплата за многие грехи, но и моральный крах. Узнав о смерти Свидригайлова, Раскольников признается в собственном преступлении. Он постепенно понимает, что всякая идея сверхчеловека оборачивается духовной пустотой, бездной.

И это — самая страшная плата за его идею.

Попав на каторгу, Раскольников столкнулся с отчуждением других преступников, которые видели в нем всего лишь неумелого убийцу, барина. И это было еще одним разоблачением его теории — бесчеловечной, жестокой, не нацеленной на добро. Истинной платой за свое преступление стала для Раскольникова не тюрьма, не каторга, не расставание с привычной жизнью, а муки совести и духовный кризис, связанный с крушением идеи о сверхчеловеке. Только переболев и перестрадав, Раскольников раскаялся полностью, по-настоящему, и обрел новые, христианские идеалы.

А следование им предполагает вечный подвиг, вечную расплату и вечную ответственность не только за свои поступки, но и за поступки других.