В нашем сочинении рассмотрим отношения главного героя с графом Дорантом и маркизой Дорименою. Для осмысления этой сюжетной линии определяющей есть мысль влюбленного в дочь господина Журдена Клеонта: «Выдавать себя за благородного теперь никто не стыдится, и такой обычай разрешает носить краденное название». Именно благодаря тому, что в обществе быстро выросшее количество граждан, которые были в состоянии заработать большие деньги, но не имели возможности гордиться благородным происхождением, были лишенные привилегий дворян, возникшая ситуация, когда эти «деловые люди» старались исправить такое положение, получить общественный статус, который отвечал бы их материальному статусу. С этой точки зрения господин Журден является типичным представителем определенной общественной прослойки, которая заявила о себе в общественной жизни, отыгрывал все более значительную роль в жизни страны, но был лишенный соответствующего общественного статуса.
В сущности говоря, в комедии Мольера речь идет о социальных истоках французской революции, но драматург смещает акцент в моральную плоскость, не обращая внимания на социальную природу чрезвычайно важного для общества конфликта.
Конечно, главным представителем мира аристократов, которые потеряли деньги, в комедии есть граф Дорант. Этот образ построен в наилучших комедийных традициях: бесшабашный прохиндей, который отыскал свою «золотую жилую» в виде господина Журдена, вызывает симпатию к себе, поскольку он виртуозно умеет воспользоваться обстоятельствами на собственную пользу. Его отношение к господину Журдена напоминает отношение опытного рыбака к обреченной рыбе, так как он не оставляет своему «другу» никаких шансов избегнуть судьбы, которую он ему подготовил. Показательной в этом плане есть сцена, когда Дорант будто бы старается возвратить господину Журдену долг, вместо чего снова набирает взаймы у него деньги! Господин Журден искренне гордится перед женой добродетелями своего уважительного друга, ставит в укор ей, что она не верит в порядочность Доранта, но оказывается, что именно госпожа Журден была правой в оценке этих «добродетелей»…
Отношение господина Журдена к графу Доранта отличается близкой к детской вере во все то, что тот говорит. Господин Журден убежден, что человек, который принадлежит к высочайшим прослойкам общества, не может врать, что она не может использовать другой человека на собственную пользу. Фактически Дорант достигает согласия маркизы Доримен на брак с ним благодаря тому, что использует немалые деньги господина Журдена как собственные средства. Т. е., он тратит чужие деньги на щедрые подарки, которые должны довести силу его любви! Даже тогда, когда господина Журдена «схватили на горячему», Дорант использует эту неприятную ситуацию на собственную пользу, оставаясь в глазах господина Журдена его наилучшим другом, настоящим спасателем. Именно так воспринимает поступок Доранта господин Журден.
Участие графа Доранта и маркизы Доримены в своеобразном «заговоре» против господина Журдена ярче за все демонстрирует их настоящее отношение к мещанину. Доримена воспринимает господина Журдена как смешной персонаж, смешнее Доранта.
Граф и маркиза смеются из господина Журдена, аристократы откровенно наслаждаются затеями, с помощью которых из него делают дурака. В этой ситуации господин Журден из него почти детской искренностью в отношениях с «другом» заслуживает на человеческое сочувствие, но вместе с тем нам тяжело осуждать представителей аристократического мира за такое поведение.
Комедийное начало в этом случае преобладает, вместе с тем «комедия характеров» объединяется с «комедией обычаев» и «комедией положений», благодаря этому объединении Мольер значительно распространяет границе классицизма как литературного направления. Во время выяснения этой сюжетной линии к образу господина Журдена, безусловно, прибавляются новые черты. Речь идет о том, что он способен быть искренним человеком, который его увлечение мечтой делает этого умного мужчину настоящим ребенком, слабости которой без никаких сомнений постоянно используют все, кто его окружает. Эти черты характера в дальнейшем нужно осмыслить в контексте всего, что нам известно о господине Журдена.