Правда и ложь, правда и кривда — вечное противоборство в умах и сердцах людей. С детства каждый знает, что правда — это хорошо, а лгать, обманывать — плохо. А еще хуже жить в состоянии постоянной лжи, двойной морали.
Это разрушает душу человека, это приводит к трагедии. «Ложь — религия рабов и хозяев», — провозгласил М. Горький устами своего героя Сатина.
«Жить не по лжи» трудно было во все времена. И не всегда это приводило к счастливому финалу. Не захотела Анна Каренина жить в вечном притворстве и лжи. Ушла от мужа к любимому. Но трудно это, нужны душевные силы, чтобы противостоять миру лжи.
Анна оказалась сломленной в борьбе за свою жизнь «не по лжи».
Тоталитарные режимы, пропагандирующие внешне правильные жизненные постулаты и лозунги, на самом деле создавали такую фальшивую, лживую атмосферу, что человеку, не желавшему лгать, жить двойной моралью, то есть «не по лжи», было невыносимо трудно. Иногда им не находилось места в родной стране. Сколько гонений было на гениальных Ахматову, Булгакова, Зощенко! А Бродского и Солженицына просто выбросили за пределы страны.
И все потому, что они не хотели в своих стихах и прозе лгать, славить бесчеловечный, антигуманный, насквозь лживый режим. Примеров таких не счесть, и не только в нашей бывшей великой коммунистической империи. Альберту Эйнштейну пришлось эмигрировать из фашистской Германии не только потому, что он не ариец.
Режим, при котором сжигали гениальные книги, заставил бы великого ученого работать на благо этого режима.
Это речь о великих людях, которые находили в себе силы противостоять такой ситуации, когда «жить» равнялось «лгать». Лгать постоянно, словами, делами, душой. А что для каждого из нас означает «жить не по лжи»?
Одну из религиозных заповедей? Норму жизни и поведения, взаимоотношений с окружающими? Состояние души? Думаю, что и первое, и второе, но особенно третье. Если честная жизнь — внутреннее состояние человека, то честными будут все его поступки: он не обидит друга, не предаст его, он ни на миг не забудет о сыновнем долге.
Он будет честен в трудных, критических ситуациях, даже если это будет угрожать его личному благополучию. Ради тепла и сытости он не замарает душу ложью, лжесвидетельством. Во всех случаях, когда нужно делать выбор, он его сделает «не по лжи».
И когда ему будет семьдесят, он будет знать, что жил честно, не врал, не унижался.
В одном случае я допускаю возможность обмана: это так называемая «ложь во спасение», «ложь во благо». Но это особые случаи, когда ложь может облегчить умирающему последние дни его земной жизни.
«Жить не по лжи» возможно было во все времена, даже в самые тяжелые и страшные. Сегодня у нас человеку ничто не угрожает , так что честно жить, как подобает свободному человеку в свободной стране, возможно. И это гораздо легче, чем нашим отцам и дедам.
Хотя во все времена, чтобы так жить, требовались мужество и верность своим моральным принципам. Но надо помнить, как Сатин продолжил фразу: «Правда — бог свободного человека». Этому богу поклоняться надо всю жизнь.