«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет»

…Природа есть наставница и вдохновительница В. Г. Белинский Весна. За окном щебечут птицы, лучи солнца проникают в окна и освещают всю комнату. На душе так легко и спокойно. Возникает желание окунуться в атмосферу гармонии окружающего мира. В голове тут же всплывают строки: «Лес, точно терем расписной, / Лиловый, золотой, багряный, / Веселой, пестрою стеной / Стоит над светлою поляной».

Эти строки принадлежат великому русскому поэту и прозаику И. А. Бунину. Излюбленными темами его творчества являются темы природы, взаимоотношений человека и окружающего мира, любви. Многие писатели обращались к теме природы, но в отличие от своих предшественников, Бунин рассматривает ее по-новому.

Его особенное восприятие природы переплетается с томлением по неведомой красоте, по добру, которого так мало на земле. Не найдя красоты в людях, поэт ищет ее в природе. Совершенно справедливо высказывание Ф. Д. Батюшкова о том, что «Бунин живет ощущениями природы». Действительно, в бунинской поэзии родным картинам отведено главенствующее место.

Любовь Бунина к природе — любовь нежная и мучительная. Это любовь к миру, бесконечно близкому его душе. Он не может не любоваться нежнейшими красками русской природы, не рисовать изумительные и бесконечно красивые и трогательные пейзажи. С неисчерпаемым разнообразием поэтически своеобразного и всегда точного рисунка создает Бунин в прозе и стихах бесчисленные картины природы.

Рассматривая лирику, следует отметить, что русская природа предстает во всем многообразии красок, звуков, запахов: Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Мы видим, с какой любовью, с каким наслаждением автор описывает все то, что его окружает. Любовь к природе вылилась у него в культ прекрасного. Та изящная простота, совершенная точность рисунка, каждой его детали, слагаются в прекрасную живопись. Осень не случайно является любимым временем года Бунина.

Время увядания наиболее подходит к светло-грустным воспоминаниям о безвозвратно ушедшем. Бунин не любит ярких красок, как и мощных голосов природы. Великолепные картины природы мы находим и в прозе И. А. Бунина. В «Эпитафии» он живописует осень так: «Осень убирала и березу в золотой убор. А береза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он, пока, наконец, не осталась вся раздетая на его золотистом ковре…

А радужные паутинки тихо летали возле нее в блеске солнца, тихо садились на сухое, колкое жнивье…» Из этого отрывка видно, что Бунин щедро черпает краски для создания уникальных в своем роде картин. В осеннем ландшафте разлит ничем и никем нетревожимый покой. Самая яркая краска передает цвет позолоченного осенью листа, желтеющего жнива.

Осенний пейзаж у Бунина преимущественно чистый, ясный, кроткий. В рассказе «Сны» осенний пейзаж как-то особенно безотраден. Видимо, потому, что даже «световое пятно» в нем производит удручающее впечатление: вокруг станции, олицетворения провинциальной глуши, лежит холодное поле, над которым стелется туман и гуляет ветер. Человек в рассказах Бунина неотделим от природы. Указывая на мещанина, ожидающего поезд, герой говорит: «У него жена в родах помирает…

У всякого, значит, свое горе…» Его переживания, мысли определяются взаимоотношением с окружающей средой. Но порой его покой нарушается буйными порывами ветра, дождем, и мрачная пелена непогоды спускается с потемневшего неба, гася золотистую окраску осени. Картины этой перемены нужны писателю для контрастного выделения всей прелести ясного покоя осени, когда природа выходит омытой, обновленной и надевает затем новый, зимний наряд. Писатель, влюбленный в природу, видит, что ее красота и гармония нарушаются уродством жизни, горем и нищетой.

Вот строчки из рассказа «Кастрюк»: «В Риге было прохладно и уютно. В мягкую темноту ее из глубины ясного весеннего неба взлетали ласточки… Утреннее солнце мягко пригрело землю, и по-весеннему дрожал вдали тонкий пар над ней».

А далее: «В пустой избе стоял горячий спертый воздух. Солнце сквозь маленькие, склеенные из кусочков, мутные стекла било жаркими лучами на покоробленную доску стола, которую, вместе с крошками хлеба и большой ложкой, черным роем облепили мухи». В описании природы Бунин часто прибегает к художественно-изобразительным средствам.

Излюбленный прием заключается в том, что к привычному сочетанию эпитетов, еще не наделенных образной объемностью, пластичной завершенностью, добавляется штрих, магически создающий целостность образа. Так, в рассказе «Антоновские яблоки» мы читаем: «Взовьется откуда-нибудь ястребок в прозрачном воздухе…» Образ еще не завершен, мы чувственно не представляем себе парящую птицу. Но вот Бунин дорисовывает: «…и замрет на одном месте, трепеща острыми крылышками», и картина зримо возникает перед нами. А вот другой пример: «…в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба…» Изящно сказано, но образа еще нет, и серебряные струны проводов по ясному небу не очень выделяются.

Однако это лишь подготовительная часть. Бунин добавляет: «На них сидят кобчики, — совсем черные значки на нотной бумаге». В силу того, что образ метафоричен, мы ясно можем представить себе картину, нарисованную писателем. На мой взгляд, пейзаж в творчестве Бунина — это не просто зарисовки художника, проникновенно ощущающего красоту родных полей и лесов.

Пейзаж не только оттеняет и подчеркивает чувство героя. Природа в рассказах Бунина объясняет человека, формирует его эстетические чувства. Вот почему писатель стремится уловить все ее оттенки.

Быть может, секрет прекрасных бунинских изображений природы и заключается в удивительном соединении мягкой лиричности и предельной точности, даже в деталях.