Творчество Александра Александровича Блока уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Определяющей темой в лирике великого русского поэта по праву можно считать тему любви. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» поэт проносит это сложное и противоречивое чувство. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.
Находясь под влиянием теории В. Соловьева о Вечной Женственности, нетленном и божественном начале, Блок создает свой первый сборник «Стихи о Прекрасной Даме», изданный в 1905 году. Образ Дамы здесь не имел ни одной реальной черты, это было неземное, возвышенное создание. Стихотворение «Незнакомка» было написано в Озерках 24 апреля 1906 года. Оно принадлежит к циклу «Город».
В этот период творчество Блока вышло на новый этап. Перемена в миропонимании поэта привела его к типичной для романтизма теме двоемирия, которую до Блока активно разрабатывал Жуковский. В соответствии с постулатами двоемирия ткань обыденной жизни прозрачна и сквозь нее все равно прорывается иной мир, мир гармонии и красоты. Образ Прекрасной Дамы в новом периоде творчества претерпевает серьезные изменения: теперь возлюбленная приобретает реальные черты.
Этот образ является центральным в стихотворении «Незнакомка». Речь в произведении идет о вечере в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку. Идея произведения — встреча со своей возлюбленной, которая предстает перед лирическим героем в новом обличье.
С помощью вина он пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни. Стихотворение делится на две части. В первой части рисуется картина мещанского, пошлого быта. Блок достигает высочайшей реалистичности за счет использования художественных средств: «горячий воздух дик и глух», «окрики пьяные», «весенний и тлетворный дух», «скука загородных дач», «заламывая котелки», «скрипят уключины», «раздается женский визг».
Основной прием, который поэт использует при описании дачного общества, — это звукопись. В той же, первой части «Незнакомки», перед лирическим героем впервые предстает Она. Являясь частью того же мещанского мира, она носит и все его приметы. Мы догадываемся, что незнакомка — девушка легкого поведения .
Кроме того, она появляется в ресторане каждый день в определенный час, всегда одна, спокойно чувствуя себя среди нетрезвых мужчин. Во второй части стихотворения в этом дешевом образе герой внезапно начинает различать черты Прекрасной дамы: И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. Вечная Женственность взглянула на него из-под этой темной вуали: …И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу. Незнакомка как образ несет в себе черты традиционной для Блока Прекрасной Дамы, некоего сказочного существа и черты реальной женщины .
В статье «О современном состоянии русского символизма» Блок так писал о созданном им образе: «Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено». Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями.
Рифма перекрестная, богатая , с чередованием мужских и женских клаузул. В стихотворении сталкиваются элементы высокой и низкой лексики: «стан», «очи», «заламывая котелки» , «кривится», «торчат», «чудовище», «влага». Для характеристики образов используются контекстуальные антонимы: «женский визг» — «детский плач», «очарованный берег» — «очарованная даль».
Излюбленное художественное средство Блока — метафора — используется в стихотворении чаще других выразительных средств: «воздух глух», «заламывая котелки», «кривится диск», «шелками схваченный», «дыша духами и туманами», «близостью закованный», «души излучины», «чудовище». В стихотворении есть и олицетворения: , сравнения , эпитеты . В «Незнакомке» Блок попытался создать невиданный образ женщины, которая принадлежит не только этому миру, но и какому-то другому, потустороннему.
И пусть этот персонаж — не врубелевский Демон, но совершенно новый образ в русской литературе.