Г. Ибсен, известный норвежский драматург, создал «новую драму». В этих пьесах он придирчиво анализирует современное ему общество, доказывая, что оно под иллюзией прогресса и цивилизации скрывает моральные недостатки. Ибсен ввел новый жанр синтетической пьесы. Ее особенность заключается в том, что в ней объединяется трагедия и комедия. Это объединение в пьесе «Кукольный дом» имеет странный оттенок, и потому она поражает не одного читателя и зрителя. Автор сумел изобразить и подать нам в непринужденной, почти комедийной форме чрезвычайно острую проблему, из-за которой, возможно, разбилась не одна мечта, и разрушилась не одно жизнь. В центре пьесы — трагедия семьи Хельмеров: Норы и Торвальда. Они прожили вместе восемь лет, у них трое детей, уютный дом, в котором властвует благосостояние. Нора горячо отдана своему мужу и детям. Чего, казалось бы, еще надо этой семье для счастья?
И это лишь на первый взгляд. Если мы прислушаемся к пьесе сердцем, то увидим с самого начала произведения подчеркнутую автором какую-то искусственность в этом доме: «Между печкой и дверью столик. Скатерть с фарфоровыми и другими пустячками, книжный шкафчик с книгами в роскошных обложках». Частое использование ласковой формы заставляет задуматься: не хорошую жизнь этой семьи, а что-то другое хочет подчеркнуть автор. Нора, с детства мечтала об идеальной семье, для которой она могла бы создавать уют. Эти мечты напоминают детские игры с куклами — там все такое же опрятное и уютное. Такой куклой была сама Нора, сначала для своего отца, а потом для мужа. Такими куклами стали ее дети, с которыми теперь играет сама Нора.
Ее муж также мечтал о счастливой семье, но видел ее немного под другим углом. Он воспринимал Нору не как отдельного человека, а как неотъемлемую часть его спокойной семейной жизни. Для него она была его «куколкой», «белочкой», «птичкой», но ничем другим, ничем большим. Итак, в этом доме не живут, а лишь играют в брак, в благосостояние, в любовь и даже в человеческое достоинство и честь. Здесь нет ничего настоящего. Это дом кукол.
Главная героиня, Нора, одолжив деньги и припрятав это от всех, оказывается в бездне одинокой борьбы с ужасом, совестью. Но все это ради любви. Она хотела спасти от тяжелой болезни своего любимого мужа и никого не травмировать. Но Торвальд получает письма от Крогстада и произносит «справедливейшую» речь, в которой почему-то преобладает местоимение «мое»: «Ты разрушила все мое счастье, загубила все мое будущее», а когда долговое обязательство возвращает, мы снова слышим его сладенькие слова: «…здесь я буду голубить тебя, как загнанную птичку, которую спас неповрежденной из когтей ястреба». Но наступает прозрение. И Нора хочет снять маскарадный костюм. Она не может больше жить в этом духовно пустом доме и идет, чтобы отыскать себя как человека: «Я думаю, что, прежде всего, я человек, так же, как и ты, — или, по крайней мере, должна стать человеком». Так как только человек, а не игрушка имеет право на брак, воспитание детей.
Итак, в произведении «Кукольный дом» изображен весь наш человеческий дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота. Вот почему пьеса называется «Кукольный дом». Я считаю, что в нашей современной действительности, современных семьях тоже есть искусственные вещи, которые находятся вокруг нас, и искусственные чувства, и искусственные люди-куклы «живут» вблизи. От этой мысли становится жутко. И потому, наверное, надо что-то изменять, пробуждать и в нашем микроклимате — семьях, и в макроклимате — обществе.