Сергей Александрович Есенин… Что-то чистое, ясное, русское слышится в его имени. Простой парень с голубыми глазами и пшенично-русыми волосами посреди березовой рощи — именно таким я представляю себе великого русского поэта при чтении его произведений. И стихи его простые и милые, каков сам; тихая, нежная любовь к родным просторам читается в каждой строфе, в каждой строке, согревает душу читателю, никого не оставляет равнодушным.
Да и может ли быть иначе, если любовь эта идет от самого сердца, струится как бы из глубины России… Таковы, пожалуй, все стихотворения Есенина, но самым любимым, самым дорогим для меня стало «Письмо матери», написанное в 1924 г.
Когда я впервые прочитала его, я была потрясена мастерством автора, той простотой, с которой он мог выразить свои чувства, огромной силой его любви к самому близкому и дорогому человеку на свете:
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкойТот вечерний несказанный свет.
Из самого потаенного уголка сердца поэта вырываются эти слова, обращенные к той, что дала ему жизнь, к матери. Это как бы сама собою изливающаяся нежность. Все слилось в этих заветных строках: и сыновнее чувство, и время, минувшее со дня последней встречи матери с сыном, и пространство, их разделяющее, и бедность ее жилища, и благоговение сына перед отчим домом… Перед нами предстает образ матери — дорогого до слез человека.
Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение — все это обобщено в образе матери. Много волнений приносит сын, но все прощает материнское сердце. В стихотворении чувствуется вина сына перед матерью за долгое отсутствие, за легкомысленный образ жизни, за время, проводимое в кабаках… А сколько боли и душевного надрыва слышится в словах:
Будто кто-то мне в кабацкой дракеСаданул под сердце финский нож.
Сын пытается успокоить тревогу и грусть своей матери, говоря, что остался таким, каким она знала его:
Я по-прежнему такой же нежныйИ мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежнойВоротиться в низенький наш Дом.
Развитие лирической темы связано с образом возвращения. В жизни, ставшей «тягостной бредью», поэт надеется на возрождение. «Тоске мятежной» противопоставлен спокойный и прочный «низенький дом», цветущий «белый сад», весна, рассвет. Все это типично есенинские символы.
Кажется, что можно отбросить нынешнее и вернуть старое. Но тут же вносится маленькая поправка, которая показывает, что все изменилось:
Только ты меня уж на рассветеНе буди, как восемь лет назад.
Из прямого смысла глагола «не буди» вырастает переносный: «Не буди того, что отмечталось…» Жизнь прошла. Много юных, свежих сил было растрачено попусту, бесцельно. Сколько планов и надежд осталось неосуществленными, сколько разочарований и ударов судьбы выпало на долю поэта:
…Не волнуй того, что не сбылось, — Слишком раннюю утрату и усталостьИспытать мне в жизни привелось.
«…К старому возврата больше нет», — звучит резкий и категоричный вывод поэта. Но как бы там ни было, любовь к матери осталась в сердце Есенина, пережив рухнувшие Веру и Надежду. Мать для Есенина — единственный человек, которому он может доверить свои самые сокровенные мысли и чувства:
Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.
«Несказанный свет» — это свет любви поэта к матери, образ которой сливается с образом Родины.
Как же Есенину удалось создать такое «живое» стихотворение, которое современные исследователи его творчества ставят рядом с пушкинским «Няне»? По словам Сергея Есенина, для поэта живой разговорный язык очень важен. Именно из разговорного языка поэт черпает новые интонации, сочные и яркие эпитеты и метафоры. «Письмо матери» написано повествовательным стихом со всеми характерными для письма стилистическими особенностями. Рифма Есенина становится проще и естественной.
Огромное влияние на восприятие стихотворения читателем оказывает кольцевое оформление. Последнее четверостишие повторяет вторую строфу с небольшими изменениями, подчеркивая настроение лирического героя претерпевшего крушение надежд, утраты, душевную усталость. Это придает стихотворению особую эмоциональность.
Светлый образ матери проходит через все творчество Есенина. Любовь к родному крову, к близким, к родным и любимым людям — вот, без сомнения, самая исповедальная тема есенинской лирики. Любовь, несущая свет и надежду, умножающая силы, открывающая неоглядные просторы. Силу произведений поэта невозможно передать словами — ее можно только чувствовать.
И если любовь к Родине начинается с любви к матери, то возможно ли после прочтения «Письма матери» сомневаться в самозабвенной любви Есенина к России? И возможно ли не восторгаться этим прекрасным стихотворением, к которому с полным правом можно отнести слова А. Серафимовича: «Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших — ни у кого у современников…»