Цель:
Определить художественное своеобразие повести-притчи «Старик и море»; проследить, как в повести решается проблема взаимоотношения человека и природы, одиночества и смысла человеческой жизни; совершенствовать умение учащихся анализировать художественное произведение на основе цитатного материала; содействовать формированию и развитию умений творческого чтения, приводящего к формированию читательской самостоятельности; приобщить к высшим достижениям всемирной литературы и культуры. Оборудование:
Портрет Э. Хемингуэя, опорная схема, текст повести-притчи «Старик и море». Прогнозируемые
Результаты:
Учащиеся знают содержание повести; формулируют проблемы, поднятые автором в произведении; комментируют отрывки, в которых описаны портрет героя, ночное и утреннее море и др. ; интерпретируют внутренние монологи Сантьяго, его разговор с рыбой; анализируют эпизоды, изображающие стойкость героя в борьбе с морской стихией; выражают личное отношение к проблемам, поднимаемым в книге, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста.
Тип урока:
Комбинированный (урок-диалог). ХОД УРОКА Организационный
Этап
Актуализация
Опорных
Знаний
1.
«Пресс»
—
Вспомните, что представляет собой притча как жанр. Докажите, что повесть «Старик и море» является притчей. Комментарий.
Словарь В. Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере». Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: Притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме.
2.
Слушание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III
.
Постановка
Цели
И
Задач
Урока
Мотивация
Учебной
Деятельности
Учитель. творчество Э. Хемингуэя представляет собой новый шаг вперед в развитии американского и мирового реалистического искусства. Основной темой творчества Э. Хемингуэя в течение всей его жизни оставалась тема трагичности судьбы рядового американца. Душой его романов являются действие, борьба, дерзание.
Автор любуется гордыми, сильными, человечными героями, умеющими сохранить достоинство в самых тяжелых обстоятельствах. Однако Многие герои Э. Хемингуэя обречены на беспросветное одиночество, на отчаяние. Будучи корреспондентом, Хемингуэй много и упорно работал над стилем, манерой изложения, формой своих произведений.
Журналистика помогла ему выработать основной принцип: никогда не писать о том, чего не знаешь, он не терпел болтовни и предпочитал описывать простые физические действия, оставляя для чувств место в подтексте. Он считал, что нет необходимости говорить о чувствах, эмоциональных состояниях, достаточно описать действия, при которых они возникли. Его проза — это канва внешней жизни людей, бытия, вмещающего величие и ничтожество чувств, желаний и побуждений. Выдвинутый писателем «принцип айсберга» сочетается с так называемым «боковым взглядом» — умением увидеть тысячи мельчайших деталей, которые будто бы не имеют непосредственного отношения к событиям, но на самом деле играют огромную роль в тексте, воссоздавая колорит времени и места.
Настоящий триумф ожидал его в 1952 г. , когда он опубликовал свою повесть «Старик и море». Полная библейского величия и печали, эта книга глубоко гуманна. В ее широких, обобщенных, почти символических образах воплощена любовь к человеку, вера в его силы. Для писателя — это повод рассказать о достоинстве человека, о горечи и счастье победителя, оставшегося с обглоданным акулами остовом рыбы.
IV
Работа
Над
Темой
Урока
1. аналитическая беседа
— Охарактеризуйте старика Сантьяго. К каким событиям своей жизни старик чаще всего возвращается в воспоминаниях? Почему он так привязан к мальчику? — Верным ли будет утверждение, что старик Сантьяго одухотворяет природу и осознает себя его частью?
Мотивируйте свою точку зрения. — Как в подтексте повести-притчи «Старик и море» проходит тема несокрушимости человеческого духа? — Какие слова из повести Э.
Хемингуэя «Старик и море» звучат как всепобеждающий гимн человеку? — расскажите об особенностях стиля Э. Хемингуэя. Как писатель строит диалог?
Какое значение в его произведениях отводится подтексту? Какие функции выполняют детали? Почему он намеренно отказывается от эмоционального повествования? 2. Постановка и решение проблемного вопроса (в парах)
### Кем, по-вашему, предстает старик Сантьяго в конце повести — Победителем или побежденным? ### Как вы считаете, что наполняет оптимизмом повесть-притчу «Старик и море»? 3. «мозговой штурм» (в группах)
### Сопоставляя повесть Э.
Хемингуэя «Старик и море» и рассказ м. а. Шолохова «Судьба человека», литературовед Н.
К. Гей писал: «Девизом героя Хемингуэя может быть: Выстоять в безнадежности. Девизом героя Шолохова — Жить для преодоления безнадежности». разделяете ли вы это мнение?
Аргументируйте свою точку зрения. 4. мини-дискуссия
### можно ли повесть-притчу «Старик и море» назвать гимном человеку? Почему?
5. обобщение учителя
— можно утверждать, что впервые в творчестве Э. Хемингуэя героем стал человек-труженик, видящий в своем труде жизненное призвание. Сантьяго все знает о рыбной ловле, как знал о ней все Э. Хемингуэй, многие годы проживший на Кубе и ставший признанным чемпионом в охоте на крупную рыбу. море выступает в повести почти как живое существо: «Другие рыбаки, помоложе, говорили о море, как о пространстве, как о сопернике, порою даже как о враге.
Старик же постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки,- что поделаешь, такова уж ее природа». В старике Сантьяго есть подлинное величие — он ощущает себя равным могучим силам природы. «рыба,- говорит он,- я тебя очень люблю и уважаю.
Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер». Сантьяго настолько органично слит с природой, что даже звезды кажутся ему живыми существами. Мужество старика предельно естественно. Старик знает, что свое мужество и стойкость, являющиеся непременным качеством людей его профессии, он доказывал уже тысячи раз.
«Ну, так что ж? — говорит он себе. — теперь приходится доказывать это снова.
Каждый раз счет начинается сызнова: поэтому, когда он что-нибудь делал, то никогда не вспоминал о прошлом». И вот он победил рыбу, а вместе с ней — и старость, и душевную боль. Победил потому, что думал не о своей неудаче и не о себе, а об Этой рыбе, которой причиняет боль, о звездах и львах, которых видел, когда юнгой плавал на паруснике к берегам африки; о своей нелегкой жизни. Он победил, потому что смысл жизни видел в борении, умел переносить страдания и не терять надежды.
«…человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. человека можно уничтожить, но его нельзя победить»,- говорит Сантьяго, и это кредо самого автора. моральная несокрушимость — это, по мнению автора, главное качество, которое возвеличивает человека, делает его достойным этого имени. V
.
Рефлексия
Подведение
Итогов
Урока
Заключительное слово учителя
— «Старик и море» — последняя книга, опубликованная Э.
Хемингуэем, стала его завещанием. Э. Хемингуэй — писатель трагического мироощущения, его часто называли пессимистом, хотя это в корне неверно. Характер хемингуэевского творчества можно скорее определить как трагический героизм. Он воспевает победу в самом поражении и вопреки ему утверждает и славит упорство человеческого духа. такими были герои писателя, таким был и сам Эрнест Хемингуэй.
VI
.
Домашнее
Задание
Творческое задание
. Написать сочинение-размышление (миниатюру) на одну из тем: «О чем заставляет задуматься повесть-притча «Старик и море»?»; «Сила или бессилие? Гармония или дисгармония в природе? (по повести-притче «Старик и море»)». Индивидуальное задание
. Подготовить «литературные визитки» о жизни и творчестве Э.
Ионеско (2-3 учащихся). Знать содержание драмы Э. Ионеско «Носороги».