Свое творчество А. Блок осмыслял как единое, называя все написанное «романом в стихах», «трилогией вочеловечения». Главная идея этой трилогии Блока — идея трагического пути лирического героя, кровно связанного со своим временем. В письме к А. Белому он образно обозначил этапы этого пути: «…от мгновения слишком яркого света — через непроходимый болотистый лес — к отчаянью, проклятьям, «возмездию» и…- к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру». В первый том стихотворений Блока вошли три цикла: «Ante lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья». Здесь романтический лирический герой как бы разделен надвое.
С одной стороны, он разочарован в жизни и стремится к смерти. С другой — герой любит жизнь и хочет ею наслаждаться. Разочарованный герой, отверженный и одинокий, не имеет своего дома. Он вынужден скитаться, презираемый толпой: «В холодной мгле передрассветной Среди толпы блуждаю я…» Ощущение себя в жизни герой передает фразой: «Я ношусь во мраке, в ледяной пустыне». У лирического героя первой книги стихов Блока нет дома.
Да он ему и не нужен. Герой бродит по свету. Он молод, ищет себя, познает мир: В ночи, когда уснет тревога. И город скроется во мгле. — О, сколько музыки у бога, Какие звуки на земле! «В ночи, когда уснет тревога…» Особенно сильно этот мотив начинает звучать в оптимистических, жизнерадостных стихах первой книги , в цикле «Стихи о Прекрасной Даме».
Поэт считал, что любовь к миру открыта человеку через любовь к женщине. Возлюбленная для поэта является идеалом, неземным образом. Блок наделяет любимую женщину божественными чертами: Вхожу я в Темные храмы, Совершаю бедный обряд. — Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаниях красных лампад. В цикле стихов Блока «Распутье» появляется связь с повседневностью, внимание к человеческому горю. В этом цикле двойник лирического героя — нищий бродяга, не имеющий своего пристанища из-за социального положения : Мимо идут, говоря: «Ты, прохожий, Точно такой же, как я, как другой; Следом идет на тебя непохожий Сгорбленный нищий с сумой и клюкой».
Лирический герой становится ближе к людям, он начинает замечать их страдания. Поэтому чувствовать себя благополучным он уже не может. Сердцем герой — вместе со своим народом. Лирика второго тома отразила важные изменения в творчестве Блока.
Теперь лирический герой обращен к миру, к его бедам и радостям. Здесь отчетливо начинает звучать тема Родины. Для лирического героя Родина — его дом. Он пытается осмыслить ее историю, проникнуть в ее «тайну», познать и понять, а, значит, помочь.
Герой приходит к выводу, что основа Руси — ее народ. Чтобы быть вместе с Родиной — нужно быть рядом с народом : Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены, И вихрь, свистящий в голых прутьях, Поет преданья старины… Так — я узнал в моей дремоте Страны родимой нищету, И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу. В цикле «Разные стихотворения» появляется образ осеннего поля, ненастья, пронизывающего насквозь ветра.
Этот образ символизирует положение страны, русского народа. И это — дом для поэта, неуютный, холодный, продуваемый. Однако по-другому лирический герой не может.
Он не может бросить свою Россию. Погружаясь в стихию повседневности, Блок создает свой знаменитый «чердачный цикл» . Здесь лирический герой — представитель городских низов, один из многих «униженных и оскорбленных». Его окружают «зловонные двери», «низкий потолок», «заплеванный угол», «оловянные кровли».
Лирическое «я» растворилось в личностях других людей, в тех «униженных и оскорбленных», которым нужна помощь и сочувствие. Третий том стихов Блока — завершающий том его трилогии. Это высший этап трудного, во многом трагического пути поэта. Он открывается циклом «Страшный мир».
Теперь дом для лирического героя — вся Вселенная, космос: Миры летят. Года летят. Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая, глухая, О счастии твердишь, — в который раз? В этом цикле вновь приобретает сильное звучание мотивы трагического мироощущения, «угрюмства», мысль о роковом круговороте жизни, о беспомощности человека.
Эти мотивы продолжают развиваться и в других циклах третьего тома. Однако нельзя думать, что финал творчества поэта — это пессимизм и фатализм. Отнюдь: О, я хочу безумно жить: Все сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить! Поэзия Блока интересна и многогранна. Примечательно то, что все циклы его стихотворений внутренне связаны между собой.
Создается впечатление, что всю свою жизнь Блок писал одну большую книгу, в которой жаждал показать глубину и красоту своей души.