Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна. Свет небес высоких И блестящий снег И саней далеких Одинокий бег. Стихотворение «Чудная картина», созданное в 1842 году, — одно из самых завораживающих поэтических полотен А. Фета. В стихотворении звучат два мотива: мотив очарованности ночным зимним пейзажем и мотив подчеркнутого на фоне холодного лика природы человеческого одиночества. Снежная равнина, одинокая луна и звезды, отбрасывающие свет на снег, — не столько образы природы, сколько символическое обозначение состояния души.
Картина Фета рождается как бы на глазах у читателя. Яркие пейзажные детали зарисованы по первому впечатлению. В «чудной картине» ночь светла и полна блеска. Неожиданно появляются одинокие сани. Переживания одинокого путника знакомы автору.
Литературовед М. Гаспаров утверждал, что «образы и чувства в восьми строках сменяются в упорядоченной и стройной последовательности». Что мы видим? «Белая равнина» — мы смотрим прямо перед собой. «Полная луна» — наш взгляд скользит вверх. «Свет небес высоких» — пространство расширяется до безоблачного неба. «И блестящий снег» — наш взгляд скользит обратно вниз. «И саней далеких одинокий бег» — поле зрения сужается, в белом пространстве взгляд останавливается на одной темной точке. Выше — шире — ниже — уже. Вот четкий ритм, в котором мы воспринимаем пространство этого стихотворения. Все три измерения пространства заданы словами «равнина», «высоких», «далеких».
Ключевое слово «бег» сводит ширь, высь и даль к движению. Неподвижный мир становится движущимся! По первым строкам можно понять интонацию всего стихотворения: грусть и восхищение природой. Стихотворение — последовательность чувств. Начало — эмоциональное восклицание, подчеркнутое лирическими эпитетами «чудная», «родна»; затем поэт переходит к объективному описанию: Белая равнина, Полная луна…
Спокойная картина, которая приобретает эмоциональную окраску уже в следующих строках: Свет небес высоких И блестящий снег… Последние строки стихотворения — картина не только живая, но и прочувствованная. «Одинокий бег» — это ощущение не стороннего зрителя, а самого ездока. Это восторг перед «чудным» миром зимней природы и грусть среди безлюдья. Наблюдаемый мир становится пережитым миром, как всегда в стихотворениях А. Фета.
Читатель не сразу замечает, что перед ним восемь строк без единого глагола; только восемь существительных и прилагательных, передающих стремительное движение по бескрайней зимней дороге. Природа у Фета никогда не существует сама по себе, отдельно от человека. Душа и мир спаяны, так и в стихотворении «Чудная картина».
Литературоведы отмечают не только живописность, но и музыкальность поэтических картин Фета. Так в стихотворении…