Литературоведческие работы Джозефа Кембела

В последние десятилетия заметное развитие приобрел семантико-символичный метод интерпретации художественного произведения. Одним из первых ученых, чьи теории дали толчок развитию семантико-символичной школы в литературоведении, был Эрнст Кассирер, немецкий философ, последователь Е. Канта. Ученый пробовал создать «феноменологию человеческой культуры», которая, будучи наукой о специфически человеческой деятельности, освещала еще и более широкую проблему — проблему человеческого существования. Сугубо человеческими формами деятельности автор считает символические формы — миф, язык, науку, религию, искусство.

Каждая из них автономная. Но все они вырастают из данной человеку способности к символотворчеству. Символ является основой всей человеческой жизни, тем, что делает эту жизнь качественно отличающейся от жизни других представителей живого мира.

Символотворчество, породило такие автономные области человеческого духа, как язык, миф, искусство, только в самом начале мог как-то сталкиваться с действительностью. А в дальнейшем символы скорее порождались символами, чем ориентировались на предметную реальность.

Таким образом, символы не только активнейшее средство человеческой деятельности, но и ее среда. Большое внимание уделялось исследователем проблемам мифа том в «Философии символических форм», «Язык и миф», «Эссе о человеке», «Миф о державе». Миф, считает автор, должен рассматриваться как особенная форма, которая организует составные элементы в новое духовное целое, в систему символических значений, которые являются новой духовной реальностью. В центре внимания исследователей должна быть именно эта реальность, а не проблемы ее генезиса. Миф не является реакцией человеческого духа на влияние внешних явлений реальности, это независимое духовное действие, не отображение действительности, а быстрее ее создание.

Произведения искусства тоже являются вещью уникальной, олицетворенной, независимой, законченной в себе. Миф, считает исследователь, снимает напряжение между субъектом и объектом, внутренним и внешним.

Между этими мирами внутренним и внешним и вырастает новое символическое явление — миф. Через него человеческое сознание сначала возвышается над предметным миром, а впоследствии переходит на все более высокие формы «символотворения» деятельности. Сначала мифологическое сознание производит концепцию «общности жизни», которая лежит в основе тотемизма.

Впоследствии человек выделяет себя из тотемичного мира. Этот процесс постепенной индивидуализации отбит и в истории искусства и литературы. Детальнее идея борьбы смерти и любви разработана в трудах уже упоминавшегося нами автора Л. Фидлера «Любовь и смерть в американском романе», 1960. Он считал, что критик должен поместить произведение в как можно больше число объясняющих контекстов социологический, психологический, исторический, антропологический, генетический и т. д.. Автор пытается сконструировать общенациональный миф «национальный американский миф», одной из составляющих которого есть, по его мнению, комплекс «темной кожи» — амбивалентное что совмещает любовь и ненависть, зависть и презрение отношение белого американца к цветным меньшинствам.

Такой подход автор видит в произведениях Ф. Купера, Е. По, В. Фолкнера, Г. Бичерстоу. Широко известны литературоведческие работы Джозефа Кембела, в которых затрагиваются проблемы современного художественного мифотворчества, хотя в основном они посвящены проблемам мифа и фольклора.

Авторская концепция мифа базируется на фрейдистской теории снов и неврозов. Мифы, по мнению ученого, как и сны, использовали часть эротичной энергии. Причины возникновения мифологии автор видел в психо-прагматичных потребностях человека. Вне всех мифов и в основе всех произведений литературы и даже всей духовной жизни стоит одна неизменная структура, один мономиф, который мыслится ученым как сказ о рождении героя, его жизни, в семьи, отъезд на поиски приключений и возвращения возмужалым и мудрым. Мир мифа, пишет автор, это произведение драматичное «свет действия противоборных сил.

В каждом феномене природы миф находит коллизию этих сил. Мифическое восприятие всегда несет в себе эту эмоциональную расцветку.

Все в нем окружено особенной атмосферой радости или горя, боли или возбуждения, экзальтации, или депрессии». Психоаналитические концепции широко использовал в своей мифокритичний практике немецкий психоаналитик Геза Рохеим. В своих работах «Происхождение и функция культуры», «Психоанализ и антропология» он опирался на ранние идеи З. Фрейда, а также ассимилировал и применил с критической целью учения последнего о влеченье до смерти.

Автор выдвинул концепцию о диаметральной противоположности мифологии и фольклора.

Фольклор, считал он, является сказом со счастливым концом, а миф является трагедией: бог должен умереть для того, чтобы стать настоящим богом. Фольклорные произведения базируются на эротичном притяжении, их конфликты обусловлены преимущественно эдиповым комплексом. Эти произведения указывают на счастливый путь преодоления всех конфликтов, выполняя тем самым лечебные и профилактические функции в обществе.

Миф же ставит человека перед трагической неизбежностью смерти. В мифе мы видим, что лишь смерть может разрушить трагическую амбивалентность человеческой натуры. Любой отъезд героя на поиски приключений и тяжелые испытания, которые выпадают на его судьбу, символизируют, по мнению мифокритика, погружение героя в собственную психологическую стихию и борьбу его с собственными инфантильными переживаниями, обусловленными главным образом эдиповым комплексом.

Начало путешествия героя мифа или сказки всегда загадочно и тревожно он связан с зловещими лесами, загадочными дорогами, неприятными животными. Эта тревога символизирует страх первой разлуки с матерью, но необходимость такой разлуки диктуется социально обусловленным принципом реальности. Герою нужно уйти от матери и семьи, чтобы утвердить себя как общественное лицо, пройти через социальное рождение, инициирующая. Мифы и ритуалы способствовали этому «рождению», которое отводило молодого героя не просто от семьи, но и от собственных психологически опасных инфантильных привязанностей и фиксаций.

Из-за этого герою в его путешествии помогают разные волшебные силы. В таком же плане анализируются и следующие стадии путешествия — встречи с врагами и трудностями, преодоление, преодоление их, бракосочетание на принцессе и мудрое правление, полученным в результате царством. Pq